Эстонские СМИ считают, что изначально целью ареста Кохвера российскими спецслужбами осенью 2014 года являлся обмен на Дрессена. В противном случае не была проведена активная операция по захвату эстонского разведчика в лесу на границе, а россияне просто использовали Кохвера и его информатора как канал для слива дезинформации. Издания напоминают, что в последний раз Россия осуществляла такой обмен в 2011 году, когда на родину из США были возвращены девять разведчиков в обмен на четырех западных шпионов.

Киноцитата. К/ф «Мертвый сезон». Сцена обмена шпионами на границе

Политический обозреватель Ахто Лобьякас в интервью телепрограмме «Актуальная камера» заявил, что не верит в то, что освобождение Эстона Кохвера связано с отношениями России и США. По его мнению, речь шла о конкретной проблеме между Эстонией и Россией, которую решили, и теперь государства могут заняться другими важными темами. Например, до сих пор не ратифицированным пограничным договором. «Я думаю, что ратификацию пограничного договора в Эстонии было бы сложно продолжать, пока Кохвер находился в заключении», — сказал Лобьякас.

При этом он посетовал, что российские СМИ использовали факт обмена как возможность для очередной информационной кампании по пропаганде своих спецслужб, в то время как эстонские СМИ и сами спецслужбы опубликовали так мало оригинальной информации об обмене. «Для меня это симптом более широкой проблематики, когда эстонские государственные учреждения и власти зачастую не понимают той роли, которую играют СМИ», — отметил Лобьякас.

В свою очередь, бывший руководитель Полиции безопасности Эстонии КаПо, а ныне член парламента страны от союза правых партий «Отечество — Республика» Райво Аэг категорически отрицает «российскую инициативу» в деле обмена разведчиками. Он заявил в интервью финскому изданию Helsingin Sanomat, что сотрудники российской Федеральной службы безопасности (ФСБ) не похищали Эстона Кохвера специально для того, чтобы обменять на Алексея Дрессена, инициатива обмена исходила от Эстонии. «Для Эстонии приоритетом было вернуть гражданина страны и сотрудника КаПо домой», — заявил он. По его убеждению, у России таких мотивов не было, поскольку Дрессен хоть и работал на Россию, но был гражданином Эстонии и не являлся непосредственным сотрудником ФСБ.

По мнению министра внутренних дел Эстонии, члена правящей праволиберальной Реформистской партии Ханно Певкура, не стоит ждать прорыва в эстоно-российских отношениях. «С большой долей вероятности можно утверждать, что эстонско-российские отношения в ближайшее время не изменятся по сравнению с последним годом», — заявил он в интервью. Эстонскому общественно-правовому телерадиовещанию ERR.

Raadio 4 отметило в своем московском репортаже, что с первых дней ареста Кохвера стало понятно, что речь идет о необычном деле и об особых взаимоотношениях спецслужб двух стран. Так, назначенные МИД Эстонии московские адвокаты Фейгин и Полозов буквально на следующий день отказались от своих обязанностей, а сам Кохвер заявил, что хочет воспользоваться услугами назначенного российской стороной адвоката Аксенова, который исполнял свои обязанности вплоть до вынесения приговора. При этом Аксенов даже не обжаловал арест Кохвера, то есть не сделал то, что обязан сделать любой адвокат.

По мнению местных журналистов, наличие в западных тюрьмах нескольких десятков иностранных граждан, осужденных за сотрудничество со спецслужбами России, наглядно демонстрирует, что скорость обмена Кохвера на Дрессена можно объяснить лишь тем, что Дрессен важен для России. Возможно, он имеет воинское звание в Службе внешней разведки и даже награды, гадают эстонские СМИ. Сам факт обмена стал ясным сигналом, который Москва послал всем своим зарубежным агентам: если с вами что-то случится, мы вас вытащим.

Директор таллинского Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин считает, что сотрудника эстонской Полиции безопасности Эстона Кохвера ждет по возвращению на родину достойная жизнь, но близко к секретной информации теперь его не подпустят. Отвечая на вопрос, почему был обменен на Кохвера именно Дрессен, а не другие сотрудники спецслужб и МВД Эстонии Херман Симм или Владимир Вейтман, также отбывающие наказания за шпионаж в Эстонии, Юшкин заявил, что «Дрессен знает гораздо больше, чем остальные. ФСБ он в любом случае пригодится по своим делам». Эксперт уверен, что внезапный обмен Кохвер-Дрессен не связан с участием руководства России на Генеральной Ассамблее ООН: «Такие дела решают в других кабинетах. Делают их по возможности скрытно».

Как сообщало ИА REGNUM ранее, 26 сентября Федеральная служба безопасности Российской Федерации обменяла осужденного в России к 15 годам тюремного заключения за шпионаж сотрудника эстонской полиции безопасности Эстона Ковхера на бывшего офицера департамента полиции безопасности МВД Эстонии Алексея Дрессена, арестованного за передачу секретных сведений российским спецслужбам. Обмен был произведен на пограничном КПП «Куничина гора» в Псковской области на мосту через реку Пиуза.

Читайте также: Российского агента Дрессена обменяли на эстонского шпиона Кохвера

Эстонский шпион Кохвер пошел на сделку с ФСБ