Выступая в региональном парламенте Баварии, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан обвинил Германию в «моральном империализме». Он убеждён, что все решения, которые принимает Германия, должны распространяться только на нее, а другие страны Евросоюза не должны подчиняться Берлину. Ему же вторит премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который пообещал опротестовать в суде решение ЕС разместить в странах-членах 120 тысяч беженцев.

Пётр Великий. Медаль Иуды для Ивана Мазепы. Второе издание, юбилейное

Не так давно, в 1970—1980-е годы, представители восточноевропейских стран обвиняли в «моральном империализме» СССР, пусть и по иным поводам. Вацлав Гавел, один из лидеров «бархатной революции» в Чехословакии, гневно обличал: «Запахом смерти веет от представления о «порядке», реализуемого этой властью…». Этой власти противопоставлялась Западная Европа, от которой веяло, конечно, запахом свободы и демократии. Восточноевропейцы, преимущественно славяне, искренне верили в то, что Брюссель и Вашингтон дадут им больше прав, возможностей и материальных средств, чем тоталитарный режим русских. Поначалу, на пике могущества Запада после крушения Союза, бывшим представителям соцлагеря действительно позволяли многое. Но сейчас, когда у Евросоюза появились проблемы одна сложнее другой, Брюссель без всякого стеснения и лишней сентиментальности диктует им свои решения как обязательные.

Где свобода, где права и демократия, которыми так хвастался Запад? Где здравый смысл в конце концов? Они уничтожены евробюрократами, которые полностью зависят от транснационального капитала. И если где-то в Нью-Йорке или лондонском Сити решили, что Евросоюз должен встретить миллионы мигрантов с распростёртыми объятиями, все страны обязаны этому подчиниться. Не хотят же они прослыть антигуманистами и предать память об утонувшем сирийском мальчике, трупик которого вдолбили в сознание людей все мировые СМИ.

Волна нелегальных арабских мигрантов проявила эту реальность наиболее остро и масштабно, поскольку коснулась всех европейцев, в отличие от ситуации с Грецией, когда целую страну вопреки её воле и здравому смыслу раздели как липку. Афины оставили один на один с Брюсселем, а теперь этот произвол касается каждой страны. В том числе и те восточноевропейские, которые думали, что Евросоюз — это клуб богатых стран.

Недовольство зреет в странах Восточной Европы, но у них мало шансов что-либо изменить. Отдав полностью весь свой суверенитет наднациональным структурам в обмен на комфорт и достаток, они вдруг обнаружили, что достатка всё меньше, а вместе с тем на них перекладывают чужие проблемы, но изменить ничего невозможно, именно потому что нет суверенитета. Никакого — ни экономического, ни политического, ни информационного. Пока всё было хорошо, они этого не замечали. Теперь они не знают, что с этим делать, как этому противостоять.

Попытка Словакии опротестовать решение Евросоюза в суде Евросоюза говорит сама за себя — это шаг отчаяния, не более того. Причём если позицию Словакии против квот поначалу поддержали Польша, Чехия и Венгрии, то при голосовании две первые согласились с квотами. Премьер-министр Чехии Соботка объяснил это «нежеланием развалить Европу» из-за каких-то там 1591 иммигрантов. В общем-то, это действительно немного для 10-миллионной Чехии, но ведь речь идёт о том, что сотни тысяч в Италии и Сербии ещё ждут своего распределения, а в Европу устремятся новые миллионы арабов, перед которыми будет пример благоустроенных.

Да, вопреки позиции Брюсселя страны Европы вслед за Венгрией пытаются перекрыть потоки мигрантов заборами и возобновлением пограничного контроля — это сделали Словакия, Австрия, Сербия, Хорватия. Однако это всё ситуативные меры, которые могут разрушить Шенгенскую зону, но не решают проблему системно. Единственная страна, руководству которой хватает политической воли поставить вопрос ребром и призвать к кардинальному пересмотру политики Евросоюза, является Венгрия.

В одном только не прав Виктор Орбан — в том, что он обвиняет в моральном империализме Германию. На самом деле, сами немцы терпят такое же, если не большее унижение со стороны США, когда раз за разом принимают решения вопреки своим национальным интересам. И что могут поделать венгры, чехи или болгары, когда Франция и Германия пляшут под дудку Вашингтона и спокойно проглатывают, к примеру, прослушку собственных лидеров. К тому же, дабы не было никаких иллюзий у европейцев, американские войска на всякий случай в марте этого года демонстративно прошлись колонной от Прибалтики через Польшу и Чехию в Германию. Более чем доходчиво показав, кто в доме хозяин.

В такой ситуации жители Восточной Европы могут разве что вспоминать Вацлава Гавела и прочих певцов западной демократии и ждать подходящего времени, когда они смогут выскочить из Евросоюза и перейти под крыло Москвы. Вопрос только, нужны ли восточноевропейцы России — все эти «братушки», готовые в любой момент предать ради кружки пива, кружевных трусиков или тридцати сребренников.