Это вам не Пушкин: «Будь человеком! Понял, дубина?»
Владивосток, 24 сентября, 2015, 09:13 — ИА Регнум. Стихотворение «Урок» из рабочей тетради по литературе для 4 класса, которое должны учить дети, вызвало у общественности недоразумение и неоднозначное восприятие. Родители одной из школ Приморья прислали в редакцию ИА REGNUM письмо и текст стихотворения.
«Детям задали учить вот такой стих. У нас он вызвал, мягко сказать, непонимание. Наша дочь стеснялась учить это стихотворение, не хотела его читать даже нам, а не то что при всем классе. Она сказала, что даже мальчики в классе начали возмущаться по поводу выражений, используемых в этом произведении. Меня лично смутило то, что в учебнике не указан автор. Зачем нужен такой стих, ради предпоследней строчки? Когда мы учились, было принято доверять школьной программе, а сейчас явно перегиб», — пишет Майя Петренко.
К письму прилагается обсуждаемое стихотворение:
Урок
Там, где гуляют
Дикие звери,
В чаще дремучей,
В темной пещере
Старый Разбойник
Учил сорванца:
— Слушай, о сын мой,
Слово отца!
Если ты волком
Вырастешь сдуру,
Охотник придет
И сдерет с тебя шкуру.
Если же станешь
Овцою, тупица,
Свяжут из шерсти твоей
Рукавицы.
А если ты станешь
Трусливой собакой,
Палкою будет
Лупить тебя всякий.
— Кем же мне быть?
Объясни, наконец! —
Просит разбойника
Сын-сорванец.
Тот наградил
Подзатыльником сына:
— Будь человеком!
Понял, дубина?
У экспертов мнение о произведении также неоднозначное, при этом все сошлись в одном — обращение к ребенку, используемое в тексте, явно оскорбительное.
«С педагогической и сюжетной точки зрения стих ужасен. Но он так насыщен образами. Автор Генрих Сапгир, доносит до детей мысль о том, что надо быть человеком, не просто в скучном назидательном тоне, а в емких и ярких образах и сравнениях. Думаю, этому произведению вполне есть место на страницах школьного учебника при некоторых оговорках. Смущает то, что именно Разбойник наставляет сына быть человеком. А каким человеком? Таким, как отец — разбойником? Это странно. Да и тупицей называть отпрыска — уже не лучший педагогический ход со стороны героя стихотворения. Не стоит прививать детям, что такое общение между родителями и детьми нормально», — считает преподаватель основ этнологии и религиоведения Ольга Славина.
Культуролог и чиновник советуют все-таки приближаться к классике и не одобряют подобные произведения.
«Я в 10−11 лет такого стиха не читала, не учила, но выросла человеком, слава Богу! Конечно, в мои 26 лет мне понятна и суть этого произведения, и смысл его в школьной программе. Но цель героя какова? Отец-разбойник, прежде, чем учить сына сам бы для начала сменил род деятельности и пещерное место проживания. Он старый, как указано в произведении, но так, видимо и не понял, что разбой — тоже относится к порокам… В общем, не однозначная современная программа. Лучше Пушкина учить — я бы предпочла для своего сына изучение поэзии гениального классика», — отметила культуролог Юлия Левина.
«Думаю, детям такое стихотворение запоминается не сложно, рифма простая, ритм понятный и легкий. Но смысл довольно спорный. Кто есть Разбойник? Он ведь и сам тот же «дикий зверь», «волк», приносящий людям вред и несчастье. Да еще так грубо, пусть и в стихотворной форме, разговаривает с маленьким сыном! Не знаю, стоит ли включать подобное именно в обязательную программу», — добавила руководитель отдела в госучреждении Раиса Пестова.