В казанской средней школе N73 родителям учеников предложили на специально подготовленных бланках заполнить добровольные заявления на имя директора с просьбой ввести дополнительный час татарского языка. Этот шаг педагоги мотивировали необходимостью занять детей во время «окон», возникающих между уроками, сообщает корреспондент ИА REGNUM. При этом тех родителей, что соглашались написать подобные заявления, ставили в пример остальным, оказывая на последних своего рода психологическое давление.

kam.ru
Школьники

Если в вышеупомянутой казанской школе число часов татарского пытаются увеличить подобным образом, то в элитной казанской школе N 39 c этого года татарский просто взяли и стали преподавать на час больше. Так у второклассников вместо пяти уроков теперь шесть уроков татарского языка, и это всего при двух уроках русского языка и двух уроках чтения (на русском).

Сложившееся положение родители школьников активно обсуждают в социальных сетях: «В этом году в 102-ой (казанской — прим. ИА REGNUM) гимназии дети в 11-ом классе не сдали ЕГЭ по русскому языку, — пишет мать одного из учеников. — Двое точно со справками ушли в армию, другие вроде сдали со второго раза… Может, хватит делать из наших детей рабов?!»

Самое интересное, что в независящей от министерства образования Татарстана казанской частной школе «Елена-Сервис» детям преподают два часа татарского в неделю и пять часов русского языка. Подобное соотношение многие эксперты считают правильным, поскольку ареал использования татарского ограничен, многим жителям региона во взрослой жизни он просто не нужен, в то время как русский намного сложнее татарского и требует более тщательного изучения, чем его преподают в татарстанских школах.

«У меня такое чувство, что власти Татарстана своей неуклюжей образовательной политикой делают все, чтобы у людей росла ненависть к татарскому языку, — считает эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов. — Сегодня татарский язык в школах Казани все больше ассоциируется с принудиловкой, превратился в символ подавления русских. Показательно в этой связи сравнение частной школы «Елена-сервис» и муниципальной школы № 39. Выходит, русские в Татарстане за возможность обучения своих детей родному русскому языку в том же объеме, что и по всей России, должны платить».

Сформулированный экспертами «этно-лингвистический конфликт» в Татарстане заключается в том, что исходя из собственных меркантильных соображений местная этнократическая элита создала следующий прецедент: русский язык, являющийся родным для большинства татарстанцев, в школах региона преподавали по базовому плану как «неродной». И только выступление в мае этого года Владимира Путина, обратившего внимание на существующий перекос в системе преподавания национальных языков за счет русского, заставило местные власти частично отказаться от практики, когда часы на татарский язык забирались из часов, выделяемых по федеральным программам на русский.