Работа группы по выработке механизма раздела полномочий между Тюменской областью, Югрой и Ямалом не столько из-за политических, сколько из-за экономических причин, - об этом сообщил один из членов рабочей группы.

По его словам, основной камень преткновения - финансирование полномочий. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа предоставили список полномочий, которые бы они хотели и могли осуществлять самостоятельно, а также общую смету расходов на эти цели. Это не устраивает Тюменскую область, которая требует подробного расчета по каждому полномочию. Работа над расчетами ведется, но ее серьезно затрудняет отсутствие четкой информации о размере налоговой составляющей - согласно правительственному проекту бюджетного кодекса консолидированный бюджет Тюменской области, ХМАО и ЯНАО теряет около 40 млрд рублей(примерно треть бюджета).

Судя по всему, тюменская сторона до получения от округов полной картины по вопросу финансирования исполнения полномочий работу группы намерена игнорировать - по крайней мере, именно тюменцы стали инициаторами сначала переноса, а затем и отмены третьего заседания рабочей группы, которое должно было состояться в Ханты-Мансийске 23 декабря.

По словам заместителя председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа Любови Чистовой, в этот раз рабочая группа должна была обсудить около 10 вопросов, связанных, связанных с реализацией полномочий в области социальной сферы.

Л.Чистова заявила, что она не хотела бы давать окончательную оценку действиям тюменских коллег, хотя и отметила, что "по правилам хорошего тона они должны были поставить нас в известность о причине неявки". По ее словам, "если у тюменской стороны нет желания дальше продолжать работу, они должны заявить об этом".

Претензии к Тюмени у вице-спикера Югорской думы были с самого начала работы группы - после ее первого заседания она заметила: "Хотелось бы знать, предполагается ли вообще органами государственной власти Тюменской области оставить за автономными округами ряд полномочий, которые они раньше выполняли самостоятельно? Наши делегации (Ямала и Югры - N) волновал блок вопросов, от решения которых сегодня напрямую зависит судьба населения двух автономных округов. К сожалению, однозначного ответа мы не получили".

Где и когда состоится очередное заседание рабочей группы - неизвестно, по крайней мере, можно предположить, что вряд ли оно сможет пройти до середины января. Стоит напомнить, что в марте уже начинается работа над бюджетом - до этого времени сторонам необходимо решить все спорные вопросы.

А вопросов хватает - по словам председателя Тюменской областной думы Сергея Корепанова, представители Югры, Ямала и Тюменской области не могут прийти к общему мнению даже по поводу цели и задачи работы комиссии: "Округа считают, что задача комиссии - разделить полномочия между автономиями и областью, представители от области считают целью только выработку механизма такого разделения".

Напомним, после внесения изменений и поправок в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" он дополняется статьей 26.6, вступающей в силу с 1 января 2005 года. В ней установлено, что полномочия, осуществляемые за счет федеральных субвенций, осуществляются краем (областью) на всей территории, если иное не установлено договором (края или области с автономным округом) или федеральным законом. То есть полномочия, осуществляемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, разграничиваются между краем (областью) и округом договорами и федеральными законами.