В первой в Татарстане казачьей слободе установят «что-что мусульманское»
Казань, 21 сентября, 2015, 21:07 — ИА Регнум. В интервью радио «Азатлык» — татароязычному филиалу радио «Свобода» настоятель местного Свято-Авраамиевского храма города и руководитель отдела Казанской митрополии по взаимодействию с казачеством иерей Анастасий Головин попросил не идентифицировать возводимый объект — «Станица Спасская» с той или иной религией или национальностью, передает корреспондент ИА REGNUM.
«Я бы не стал утверждать, что наш проект задуман и будет выполнен в христианском духе. Местная казачья община не ориентируется на церковь, в ней состоят как православные, так и татары-мусульмане. Поэтому наряду с часовней мы подумываем построить что-нибудь мусульманское, надо только обсудить этот вопрос с имамом. Нам ведь хочется слободу видеть не в контексте конкретной религии или этноса, а как воплощение того, что объединяет все народы нашей земли», — говорит Головин.
По его словам, на месте будущей слободы уже установили часовню, построили баню, начали сажать садовые деревья, разбили детскую площадку.
«На сегодняшний день нам удалось реализовать проект на 15−20%. В целом, площадь Казачьей слободы составляет 1,5 гектара, и она принадлежит не церкви, а находится в длительной аренде у общины казаков города. В часовне будет размещена икона Донской Божьей матери. Этот образ мы освящали в Москве в присутствии патриарха и президента России, рассказали Владимиру Владимировичу Путину о нашей задумке. Так что российский лидер знает о нашем проекте», — отметил Анастасий Головин.
Также радио «Азатлык» установило, кто является автором онлайн-петиции против сооружения казачьей слободы в Болгаре — некий молодой уфимский активист Идегей Гиззатуллин.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, в интернете появилась онлайн-петиция «Остановите строительство казачьего комплекса в городе Булгар» (древнее название Болгара), в которой недопустимость строительства слободы обуславливается тем, что «Город Булгар является сакральным местом для всех мусульман Поволжья» и потому «постройка казачьей станицы… будет чрезвычайно болезненно воспринята мусульманской общественностью…» При этом сам город Болгар, рядом с которым планируется построить слободу, находится от почитаемого мусульманами Болгарского городища на расстоянии более 10 км и на более чем 80% заселен русскими.
Читайте также: Татарские националисты выступили против строительства казачьей слободы
«К сожалению, уже далеко не первый раз приходится наблюдать за тем, как православные священники, забывая, что «диавол — отец лжи», идут на поводу у сиюминутной конъюнктуры или просто светских властей, откровенно греша против истины, — считает казанский историк Вадим Егоров. — Да, батюшка был прав, показав, что историю родного края он знает намного лучше татарских националистов, комментировавших петицию в духе «казаков у нас отродясь не бывало и делать им тут нечего!». Исстари в состав казачества входили иноязычные и инославные, в том числе и мусульмане, и буддисты. Только в Татарстане в Зеленодольском районе существовало село Большой Кульбаш, а в Высокогорском — села Казаклар и Большой Битаман, где исторически жили татарские казаки-мусульмане. Однако в Спасском районе, где строится слобода, казаков-мусульман никогда не было, нет их там и сейчас. А если найдут хотя бы двоих, то это вряд ли «сделает погоду». Потому лукавит священник, когда политеса ради утверждает, что «казачья община в своей основе не смотрит на церковь» — мне доводилось бывать в Болгаре в дни Аврамиевского фестиваля и видеть, как местные казаки, перед тем как начать фестивальные мероприятия, посещают службу в Свято-Авраамиевском храме, а также сопутствующий любому богоугодному делу молебен».
По мнению историка, вместо того, чтобы угодничать татарским националистам, батюшке следовало обратить внимание общественности на то, что подобная петиция является самым настоящим разжиганием розни по национальному и религиозному признаку и откровенно демонстрирует национальное превосходство.
«Это что, значит, если я считаю так, а не иначе, то люди других убеждений, национальности и вероисповедания рядом со мной и близко появляться не должны? Ну, вот не хочется мне! Запретить надо, и все! Э, так мы скоро дойдем до нашивок на одежде и надписей «только для этих, а тем — вход сюда строжайше воспрещен». Вот, заметьте, многие подписавшиеся делают акцент на том, что казаков в этих землях никогда не было, беря за основу некогда вброшенный на просторы России из-за рубежа принцип, что казаки — это не форма самоорганизации русского и прочих коренных народов России (но в процентном отношении все-таки больше русского), а некий самостоятельный этнос. В то время как казачество — это действительно способ самоорганизации, в Российской империи — сословие. И, соответственно, если русские (и не только) люди, где бы они ни жили, хотят организовывать казачьи общины, если у них есть на то воля и желание, то кто имеет право им это запретить? Если они не навязывают своих устоев другим, сознательно не провоцируют конфликтных ситуаций, просто живут, сообразуясь со своим бытом и традициями — кто? Да, пусть бы их было не 80% как в Болгаре, а всего 10% — полное право имеют. И отказывать в нем — это и есть самый настоящий нацизм».
Стоит отметить, на территории почитаемого мусульманского городища Болгар, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находится сохранившаяся Успенская церковь, переделанная в музей, в алтарной части которой до сих пор размещается барельеф «Петр I посещает Болгар», что на фоне действующих рядом мечетей можно трактовать как осквернение православных святынь.