25 лет борьбе Приднестровья: независимость и её враги

Из истории одного юбилея в переговорах между Молдавией и Приднестровьем

Владимир Ястребчак, 20 сентября 2015, 21:32 — REGNUM  

2015 год выдался весьма богатым на юбилеи в новой и новейшей истории Европы.

В 1815 году на Венском конгрессе была предпринята первая попытка связать европейские государства системой многосторонних договоров, причем побежденный вряд ли мог чувствовать себя таковым; но, по крайней мере, долгое время «ни одна пушка в Европе» не смела стрелять без ведома Императора России. В широком историческом контексте затем был 1945 год с попыткой создания уже глобальной системы международной безопасности, основанной на решениях Ялты и Потсдама. Нельзя не упомянуть и 1975 год — попытку создания «пространства безопасности» от Ванкувера до Владивостока, оформленную подписанием Хельсинского Заключительного акта СБСЕ (впрочем, об успехе этой попытки можно судить по числу государств, подписавших Акт, и государств, которые сейчас являются членами ОБСЕ).

Кто-то обязательно вспомнит о юбилее Парижской хартии для новой Европы, согласно которой «всем казалось, что радость будет», или о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе того же 1990 года. Многие не преминут указать на «исторические корни» Дня России, тем более что принятие 12 июня Декларации о государственном суверенитете РСФСР придало гораздо больший импульс центробежным процессам в СССР, чем события в Прибалтике — по крайней мере, на политическом уровне.

На этом фоне мало кто вспоминает о других, менее глобальных юбилеях.

К примеру, период 10-летней давности характеризовался резким всплеском активности Украины и Молдовы в молдо-приднестровском урегулировании. 22 апреля и 16 мая 2005 года официальный Киев внес две инициативы: «К урегулированию через демократию» (или «7 шагов»), а также «План урегулирования приднестровской проблемы», представленный в Виннице — городе, значение которого для современной украинской политической географии невозможно переоценить. Впрочем, ретроспективный анализ «Плана Ющенко», той роли, которую тогда играл П. Порошенко, а в особенности разнузданной антипорошенковской кампании, развязанной в то время в Кишиневе, является предметом отдельного исследования.

Мы же упомянем о другом юбилее, который состоялся не так давно: 22 июля исполнилось 10 лет со дня единогласного принятия Парламентом Молдовы закона об основах правового статуса «населенных пунктов Левобережья Днестра (Приднестровья)». Еще раз подчеркнем слово «единогласного»: закон был и остается частью внутримолдавского политического консенсуса, посягнуть на который не рискуют даже формальные адепты федеративной модели (впрочем, и посягательство мало что изменит).

О законе РМ 2005 года стоит напомнить несколько важных политико-правовых позиций, которые он зафиксировал.

Во-первых — и это стало ноу-хау для мировой законотворческой практики — закон от 22.07.2005 фактически и юридически придал силу закона подзаконным актам — декларациям молдавского парламента, утвержденным чуть ранее, 10 июня 2005 года. В их числе — три документа, включая декларацию об условиях «демилитаризации приднестровского региона», об отношении к «Плану Ющенко» и пр. Молдавские парламентарии традиционно требовали вывода российских войск, сворачивания миротворческой операции, а также односторонней «демилитаризации» (а на деле — роспуска) всех силовых и правоохранительных структур Приднестровья. При этом в Кишиневе предпочли забыть о консенсусной позиции посредников от России, Украины и ОБСЕ, согласно которой если демилитаризация и возможна, то она должна охватывать обе стороны конфликта. В общем, декларация от 10.06.2005, узаконенная документом от 22.07.2005, предполагала полную и безоговорочную капитуляцию, даже без обычного в таких случаях набора гарантий типа горячего питания.

Для судьбы «Плана Ющенко» закон РМ от 22.07.2005 и вовсе сыграл практически фатальную роль, и даже российская попытка реанимации «Плана…», предпринятая в сентябре того же года, мало что могла исправить.

Естественно, что в контексте государственного устройства и декларации, и закон исходили из жесткой унитарной модели, в которой Приднестровью участь Гагаузии казалась бы трудно достижимым идеалом. Право голоса, к примеру, предоставлялось бы только гражданам РМ, а о какой-либо сбалансированности властных институтов не было и речи.

Во-вторых, закон 2005 года автоматически исключал из состава «приднестровской автономии» г. Бендеры, в то время как населенные пункты на левом берегу, контролируемые Молдовой, так и оставались бы под молдавской юрисдикцией.

Наконец, закон РМ от 22.07.2005 фактически и юридически поставил вне правового поля любых молдавских переговорщиков, которые будут вести переговоры с представителями Приднестровья, не назначенными по законам РМ. Иными словами, диалог с Тирасполем легитимен для Кишинева только в том случае, если «тираспольская администрация» сформирована по молдавскому законодательству. Это же касается в равной степени и договоренностей с Приднестровьем. Возможно, именно поэтому в течение длительного времени молдавские переговорщики так старательно избегали ссылок на ранее достигнутые в переговорном процессе договоренности и старались перевести субстантивную работу в плоскость консультативного «Постоянного совещания…», более известного как «5+2».

Уделяя такое внимание «юбиляру», о котором в последнее время довольно редко вспоминают, отметим, что этот политико-юридический феномен не утратил своей актуальности как на внутреннем, так и на внешнем периметре. Внутри Молдовы закон 2005 года по-прежнему являет собой внутриобщественный консенсус, а также служит своеобразным «щитом» для унитарной молдавской конституции. Что бы гипотетически ни произошло с законом, останется конституционная норма об унитарном государственном устройстве, которая может быть изменена только путем референдума.

Отголоски закона 2005 года можно уловить и в озвученных молдавским министром обороны намерениях создать в РМ «музей советской оккупации», а также явно недружественные выпады в адрес российских военных, в особенности нападки на российского военного и военно-воздушного атташе в Молдове.

В переговорном измерении закон 2005 года дает основания в любой момент поставить под сомнение легитимность договоренностей с Приднестровьем, причем на разных уровнях, в разных форматах и в разные периоды. Такой подход уже проявляется в ситуации, связанной с переговорами по проблематике, связанной с режимом углубленной и всеобъемлющей торговли между Молдовой и Евросоюзом, его влияния на Приднестровье: в Евросоюзе пока не видят способа легитимизации договоренностей с приднестровской стороной, и, как представляется, закон 2005 года играет в этом не последнюю роль.

На международном уровне закон 2005 года остается для Молдовы предметом торга, высшей формой возможного компромисса для официального Кишинева. Дескать, в случае существенных уступок приднестровской стороны молдавские власти готовы к пересмотру отдельных положений закона, но для этого международные партнеры должны принудить Тирасполь к сдаче принципиальных позиций. Когда-то даже вбрасывалась идея о возможном «размене мораториями»: в Молдове заявляют о моратории на применение закона 2005 года, в Приднестровье — о моратории на итоги референдума 2006 года. Такой вот современный размен лейтенанта на фельдмаршала.

В целом молдавским властям удалось создать достаточно гибкий механизм, который, с учетом активной западной консультативной, финансовой и иной помощи, может быть распространен на различные сферы. К примеру, на экономику, включая новые правила торговли между Молдовой, Приднестровьем и Европейским Союзом. Тем самым Кишинев по-прежнему пытается сохранить за собой право не просто решать спорные вопросы с Тирасполем в рамках своего правового поля, но и распространять его на Приднестровье.

Сейчас Приднестровью по-прежнему нужен свой аналогичный механизм «двойного назначения» — внутреннего и внешнего. Возможно, есть смысл творчески переработать те идеи, которые были заложены в законопроекте «О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова», который был внесен на рассмотрение Верховного Совета ПМР в 2011 году и отозван нынешним главой государства в мае 2012 года. Как представляется, некоторые базовые положения могли бы быть зафиксированы отдельным президентским указом. В любом случае такой механизм: а) должен содержаться в особом нормативно-правовом акте; б) должен быть сопоставимым по значимости с молдавским законом; в) не должен ставить под сомнение легитимность приднестровских переговорщиков и заключаемых ими договоренностей.

Приднестровье находится в зоне серьезной внутри — и внешнеполитической турбулентности. Предстоящие выборы, острый социальный кризис, нарастающее внешнее давление и многое другое должны, наконец, заставить власть задуматься о реальной консолидации общества на основе учета различных точек зрения, а не только на основе демонстративной лояльности и неукоснительного одобрения. И в череде юбилеев 2015 года не считать важнейший юбилей в новейшей истории Приднестровья — 25-летие ПМР — очередным «пунктиком» в пиаровских целях, а также не дать о нем забыть ни нашим друзьям, ни нашим оппонентам.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Разоблачая CNN: американский журналист обвинил телеканал в искажении фактов
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку