Многолетняя застройка береговой зоны привела к антропогенной нагрузке, сокращению и исчезновению пляжей. Об этом на на конференции «Сохранение и восстановление пляжей Крымского полуострова» в Севастополе заявил доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН Юрий Горячкин.

Ученый назвал три антропогенных фактора, разрушающих пляжи: строительство в 100-метровой прибрежной зоне, отбор песка и других материалов для строительства, строительство гидротехнических сооружений (волнорезов или бун).

Самая проблемная территория Крыма — Южный берег, под угрозой застройки находятся и бухты Севастополя. «Наиболее привлекательные в рекреационном отношении участки побережья во многом утратили это значение. Несмотря на все запреты, строительство в 100-метровой прибрежной зоне продолжается, в том числе, на обвалоопасном побережье в районе мыса Фиолент», — считает Горячкин.

В Крыму много зон сейсмической активности, и строить в этих зонах нельзя, считает он. «Существует понятие «микросейсмический удар»: когда ударяет волна, сооружение, построенное на самом берегу, сотрясается», — пояснил Горячкин. С этой точки зрения он считает ошибкой возведение отбойных вертикальных стенок в районе недавно построенного в береговой зоне Севастопольского кадетского училища. Еще одна опасная для строительства зона находится в Каче, где береговая линия разрушается, и пляж постепенно исчезает.

«В Евпатории утеряно 300 тысяч квадратных метров пляжей. Глинистый клиф (обрыв) активно отступает в Николаевке. Берег там отступил уже на 25 метров. 90% береговой черты закрыто, она признана аварийной: строительство шести бун уничтожило сооружения на пляже. В Береговом берег сместился на 10 метров, утрачено 400 метров пляжа. В Песчаном берег наступает на сооружения». — приводит примеры ученый.

По мнению Горячкина, 1,5 млрд рублей, предусмотренных в ФЦП развития Крыма и Севастополя на берегозащиту, недостаточные средства и направлены не на те мероприятия. «В ФЦП тупо и слепо перенесли предложения, которые были в украинское время, даже перевели неправильно. Сумма выделена небольшая. Если перевести в доллары, то столько строил всего километр берегозащитных сооружений в советское время. Программа предусматривает строительство очередных защитных сооружений. Но вкладывать 100 миллионов в защиту сарая, который стоит миллион, не имеет никакого смысла. Имеет смысл отступать от берега. Наши предки были не дураки, основывая населенные пункты на определенном расстоянии от моря», — отметил он.

Проблему, по его мнению, создает бесконтрольный вывоз песка для строительства: «Долгое время песок пиратским способом добывали на пляжах Фиолента и в районе Донузлавского мыса. Брали не только песок, но и гальку — в том числе, в последние годы, для строительства объектов Олимпиады в Сочи. Это нанесло экологии огромный ущерб: то, что природа создавала тысячелетиями, люди выбрали за сто лет».

Так произошло и в Коктебеле: «Когда-то там был великолепный пляж из полудрагоценных камней. Их добывали для строительных нужд, а теперь пляж засыпан щебенкой», — сказал он.

Еще одна проблема — отсутствие канализации. Стоки из домов, построенных в прибрежной стометровой зоне Фиолента, уходят в почву, поскольку септиков и трубопроводов там нет. Со временем отходы могут попасть в море, предположил Горячкин.

Горячкин полагает, что условием спасения крымских пляжей станет уменьшение количества отдыхающих. «В советское время в Крым приезжали до 8 миллионов человек в год. При Украине — до 6 миллионов. Сейчас, судя по открытым источникам — от 2 до 3,5 миллионов. Одна из задач сейчас — не форсировать число отдыхающих, а зафиксировать то состояние, которое есть, и приводить в порядок береговую линию», — делает вывод ученый.

В Севастополе завершилась научно-практическая конференция, посвященная проблемам сохранения и восстановления пляжей Крыма. На форуме собрались более сотни ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Геленджика, Сочи, Южно-Сахалинска, которые в течение трех дней решали, как Крыму сохранить свой рекреационный потенциал. Конференция проводилась на базе Морского гидрофизического института.