Упрощение въезда в Российскую Федерацию беженцев из Сирии, по мнению осевших в Кабардино-Балкарии репатриантов, вряд ли повлечет за собой массовую миграцию сирийцев в республики Северного Кавказа, сообщает 17 сентября корреспондент ИА REGNUM.

На данный момент в Кабардино-Балкарии проживают почти 850 выходцев из Сирии, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание. Еще более 40 получили в последние годы российское гражданство. Около двухсот сирийцев обучаются в вузах КБР, более ста семидесяти детей учатся в школах и ходят в детские сады республики. По национальному составу это в большинстве своем этнические черкесы, покинувшие историческую родину в результате Кавказской войны. Есть и чеченцы, балкарцы, дагестанцы.

Небольшая часть беженцев все еще проживает в санатории «Терек» в курортной зоне Нальчика и на съемных квартирах. Остальным нуждающимся приобрели на внебюджетные средства собственное жилье. Всего на деньги благотворителей куплено и безвозмездно передано беженцам порядка 80 домов.

По мнению закрепившихся в КБР сирийцев, упрощение въезда в Российскую Федерацию вряд ли существенно изменит ситуацию с беженцами.

«К сожалению, на сегодняшний день условия проживания в России не самые легкие. Поэтому мои земляки поедут скорее в те страны Европы, где для беженцев из зон конфликта создаются более благоприятные условия», — считает уроженец Дамаска Беслан Джавиш, уже восемь лет проживающий в Кабардино-Балкарии.

«Сам я после начала войны перевез сюда из Сирии своих родителей. В отличие от меня им непросто адаптироваться в местных условиях — есть некоторые языковые проблемы и так далее. Но нас в Благовещенке — селении в Прохладненском районе КБР — уже семей 20, да и соседи с пониманием относятся, помогают — так что потихоньку обживаемся», — рассказал переселенец.

Как сообщила ИА REGNUM один из координаторов волонтерского движения по организации помощи сирийским беженцам в КБР Ольга Эфендиева-Бегрет, на сегодняшний день главной проблемой для беженцев в Кабардино-Балкарии является отсутствие в республике единой программы адаптации соотечественников. Имеются сложности с получением виз, оформлением необходимых миграционных статусов, языковые проблемы, отсутствие работы по специальности.

«В большинстве своем это люди с высшим образованием, представители творческих профессий, квалифицированные специалисты в тех или иных областях. Естественно, при недостатке вакансий по этим специальностям в республике, беженцам достаточно сложно найти себе подходящую работу», — отметила активистка.

Этнический балкарец из Сирии Али Энеев по профессии инженер информатики и управления. В Кабардино-Балкарии он так и не смог найти достойную работу по своей специальности.

«Здесь у меня родились две дочери, и семью надо было на что-то кормить — пришлось переучиваться на парикмахера. Сейчас работаю мужским мастером в Нальчике», — рассказал Али.

Дом в селении Яникой в Чегемском районе Кабардино-Балкарии молодой семье из Дамаска в складчину купили местная организация черкесов «Адыгэ Хасэ», жители Яникоя, Каменки и родственники, отыскавшиеся в республике. Беженец получил вид на жительство, однако с обретением гражданства возникли проблемы.

«В посольстве Сирии мне не дают справку о прекращении сирийского гражданства, а без нее я не могу стать гражданином России. Из тех, кого я знаю в Кабардино-Балкарии, в таком положении еще человек 15», — пояснил Энеев.

Он также поддержал мнение земляков о том, что Россия пока не имеет материальных возможностей для обеспечения мигрантов по европейскому образцу.

«Те из моих земляков в Сирии, с кем я общаюсь, стремятся попасть в Европу. Там, к примеру, я бы получал по 400 евро в месяц на каждого члена семьи, 1100 — на жилье и так далее. Естественно, в России мне таких условий никто не создаст — даже многие местные жители не имеют таких доходов. Поэтому сюда едут лишь те, кто действительно считает Кавказ своей Родиной и готов пожертвовать материальными благами. Таких, поверьте, будет немного», — заверил собеседник агентства.

Напомним, что в начале сентября член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Максим Шевченко подготовил обращение к президенту РФ Владимиру Путину с предложением упростить условия въезда в Российскую Федерацию для беженцев из Сирии. Речь в заявлении шла в первую очередь о сирийских черкесах.

«На Кавказе много свободных земель. Это в основном земли адыгов — Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Краснодарский край. Сирийские черкесы — население сельское, и, соответственно, наплыва беженцев в столицу ожидать не стоит», — заявил Шевченко в интервью газете «Известия».

Комментируя данное предложение СПЧ, глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков отметил, что так называемая черкесская проблема раздувается искусственно, с целью дестабилизации обстановки в Российской Федерации.

«Сегодня Россия — это единственное государство в мире, где адыги (черкесы) имеют свою государственность, а родной язык — статус государственного. Здесь созданы все условия для сохранения традиций, самобытности и культуры черкесов. При этом нельзя не учитывать того, что под видом беженцев в страну могут проникнуть боевики международных террористических организаций с известными целями. Для пресечения таких попыток нужен комплекс специальных мер превентивного реагирования», — цитирует пресс-служба администрации главы и правительства КБР заявление Юрия Кокова.