Лидера татарских националистов приговорили к трем годам колонии
Казань, 16 сентября, 2015, 21:32 — ИА Регнум. Сегодня суд Набережных Челнов (Татария) приговорил лидера набережночелнинского филиала националистической организации Татарский Общественный центр (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Рафиса Кашапова к трем годам колонии общего режима за «возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека по национальному признаку», а также за «публичные призывы, направленные на нарушение территориальной целостности России». Кроме того, ветерану татарского национализма, в последние годы сконцентрировавшего активность в основном в пределах интернета, суд запретил пользоваться социальными сетямя в течение двух ближайших лет.
Напомним, что Рафис Кашапов был арестован около полугода назад после публикации в интернете постов с заголовками, где действия России в Крыму сравниваются с оккупацией, Владимир Путин — с Гитлером и еще двух антироссийсских и откровенно русофобских материалов.
Ранее осужденный привлекался к административной ответственности за «изготовление или сбыт в целях пропаганды, либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики».
Адвокат Кашапова заявил, что обжалует этот приговор в Верховном суде Татарстана и выразил надежду, что «народ выйдет на улицу в поддержку» лидера националистов.
«Татарские национал-сепаратисты, несмотря на то, что они уже не являлись той силой, какой они были в девяностые годы (тогда массовую поддержку им оказывал казанский кремль, привозя на митинги тысячи людей из сельских районов, и их многотысячные выступления использовались региональной властью в качестве аргумента в торге с Москвой), продолжали раздражать федеральный центр свои провокационными действиями, — считает казанский политолог Марат Нуруллин.
— Правящая этнократия в Татарстане стремилась периодически выгораживать их, стараясь «не сдавать» своих идейно близких единомышленников, отчего в нулевые годы национал-сепаратисты ограничивались условными сроками. Та же Фаузия Байрамова, хотя и имеет судимости за разжигание межнациональной вражды, регулярно выступает с трибуны на разных съездах и конгрессах татар, организуемых казанским кремлем. Однако события, связанные с Евромайданом и последующим воссоединением Крыма с Россией, привели к тому, что в Поволжье единственные, кто открыто выступал против интересов России, были именно татарские сепаратисты. И тут уже силовики терпеть не стали: и Байрамову, и Кашапова поочередно привлекли к ответственности. Только если первую казанскому кремлю удалось выгородить (ей дали условный срок), то Кашапова решили уже не защищать и «сдать». Все-таки у Байрамовой есть амплуа именно идеолога татарского национал-сепаратизма и известности гораздо больше, Кашапов, пусть и известный, но все же скорее функционер, чем не идеолог, таких много».
Марат Нуруллин считает, что «по закону жанра борьбы с экстремизмом в национальных республиках Поволжья», действует принцип паритетности наказаний: если посадили какого-то ваххабита или сепаратиста татарской национальности, то вскоре обязательно должны будут посадить какого-нибудь русского активиста. Подобную «зеркальность» неоднократно отмечали наблюдатели.
«Так что не знаю, стоит ли радоваться отправки в тюрьму Кашапова, если учитывать, что завтра кого-то из русских активистов также арестуют. В Башкирии так уже сделали: посадили башкирского сепаратиста Айрата Дильмухаметова, сейчас же в СИЗО держат русского активиста Виталия Лугового, активно поддерживавшего Новороссию.
Рафис Кашапов и его брат Нафис стали известны в конце восьмидесятых, на заре «борьбы за суверенитет Татарстана». До этого они были обычными мелкокриминальными элементами, имеющими уголовные судимости, зарабатывали деньги на том, что торговали водкой. На излете перестройки братья создают военнизированную группировку татарских националистов, тренируют молодых боевиков в пустовавших в те времена летних лагерях. В 1996 году Рафис Кашапов везет «гуманитарную помощь» от Татарстана чеченским сепаратистам, встречается с Шамилем Басаевым для того, чтобы «перенять опыт борьбы за свободу». В нулевых популярность его организации резко падает, и Кашапов сосредотачивает свою активность в интернете.
Его брат Нафис, опасаясь ответственности за свою деятельность, несколько лет назад сбежал на Украину, где активно сотрудничал с местными националистическими украинскими и крымскотатарскими организациями, участвовал в Майдане. Однако Украина не оценила идейного порыва Кашапова, после чего тому пришлось уехать в соседнюю Польшу, где он сейчас добивается статуса беженца и активно участвует в различных антироссийских и русофобских акциях.