По данным мониторинга, проведенного активистами Общероссийского народного фронта в 85 регионах РФ, только каждый десятый житель нашей страны уверен, что здравоохранение находится на должном уровне. При этом 39% опрошенных ставят работе медучреждений страны «неуд», а половина не готова поставить здравоохранению больше «троечки». Как заявили активисты ОНФ, такая ситуация с небольшими отклонениями фиксируется по всей стране, не исключение и Вологодская область. Косвенно это подтверждают и данные Росстата. Число граждан, не получивших медицинскую помощь, увеличилось с 2,3% от общего числа обратившихся до 3,3%.

«В поликлиниках меня всегда возмущает, как несправедливо распределяется время на пациентов. Есть люди, которые не выходят из кабинета по полчаса, и ты сидишь три часа в очереди, гадая, издеваются над тобой или люди действительно так тяжело больны, что полчаса на их осмотр недостаточно… А я, например, никогда у терапевта больше 10 минут не провожу, при этом успеваю задать все интересующие меня вопросы, проконсультироваться по поводу правильного лечения и пройти осмотр. Как же так?» — рассказала корреспонденту ИА REGNUM вологжанка Светлана Горячева.

Другую проблему заметил вологжанин Андрей Курицын: при записи к «узким» специалистам нередко лишь с десяток человек принимают по полисам ОМС, а остальных — только на платной основе.

«Пациенты изначально в неравных условиях. Те, кто готов платить, получают доступ к любому врачу в любой день — хоть к детскому, хоть к взрослому, а те, кто хочет реализовать право на бесплатную медицину, по закону могут быть записаны в течение трех месяцев. Несправедливо — лучше бы сразу делали отдельные поликлиники для богатых и для обычных людей, чем считать себя хуже других», — считает Андрей Курицын.

Согласно приказу Минздрава от 2 июня 2015 года, нормы времени на одного пациента, необходимые для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, установлены следующие: для врача-офтальмолога — 14 минут, для самых часто посещаемых врачей, участкового педиатра и терапевта, — 15 минут, для лора — 16 минут, для врача общей практики 18 минут, для невролога и акушера-гинеколога — 22 минуты. Время заполнения медицинской документации не должно превышать 35% от общего времени приема пациента. Повторный прием пациента должен занимать на 20−30% меньше времени, чем первичный прием, а профилактический — на 30−40%.

В Департаменте здравоохранения предоставить информацию о том, насколько эффективно может повлиять нормирование времени приема пациентов на доступность медицинской помощи, не смогли. А вот у практикующих врачей есть своя статистика и свое мнение.

«Хотя упомянутый приказ Минздрава нормирует время не для всех врачей, у каждого специалиста такой отраслевой норматив времени существует. У меня, к примеру, 18 минут. Этого бывает мало, особенно если я оформляю документы для направления пациента в стационар или на лечение в крупную федеральную клинику. Мне хотелось бы иметь на прием одного пациента не менее 30 минут, хотя в некоторых случаях требуется и полтора часа. Но тогда сократится количество пациентов, которых я смогу принять. Рабочий день врача — шесть часов 36 минут, из них шесть часов отводится на прием. По полчаса я смогу принять 12 человек. Сейчас принимаю 15. Поэтому получится, что должны будут увеличиться либо мой рабочий день, либо время ожидания приема. Перераспределить мою нагрузку в поликлинике невозможно, поскольку я там — единственный детский кардиолог. Соответственно, для улучшения качества и доступности медицинской помощи необходимо не только вводить нормативы времени приема, которые, безусловно, нужны, но и расширять штат специалистов», — считает детский кардиолог поликлиники № 5 Вологды Екатерина Панова.

Сократить время приема и уложиться в стандарты поможет отказ от бумажных электронных карт, рассказал корреспонденту ИА REGNUM главный врач вологодской городской поликлиники № 2 Александр Кудряков:

«Сейчас время первичного приема терапевта составляет 15 минут, повторного — 10−12 минут. Норматив для врачей общей практики больше — 18 минут. Для «узких» специалистов эта цифра несколько меньше. Однако следовать нормативам сложно. Все пациенты приходят с разными проблемами, поэтому на кого-то уходит больше времени, на кого-то меньше. То же самое касается и документации. Одним пациентам нужно выписать только справку, а другим заполнить больничный лист, временные затраты на оформление этих бумаг совершенно разные. Поэтому все нормативы — это усредненные значения. В нашей поликлинике мы вводим сейчас электронные карты пациентов — это существенно сокращает время заполнения бумаг и позволяет больше внимания уделить пациенту. Конечно, переход сопряжен с определенными трудностями — не у всех врачей получается сразу же освоить заполнение электронных форм. Но в будущем, я думаю, мы полностью откажемся от бумажных карт».

Также врачи отмечают, что скорость приема пациентов зависит от наличия компьютера на рабочем месте, адекватной помощи медсестры, наличия электронной карты у пациента, а также времени года. Летом люди забывают о своих болячках, и скорость приема пациентов увеличивается.