Отношения между поляками и литовцами полны исторических парадоксов. Когда-то они жили плечом к плечу как два филара Речи Посполитой двух народов. Жестокий ХХ век перевернул все представления об общности и близости, которые могли бы вытекать из их совместного прошлого.

Польский герб города Вильна

Литовцы не могут забыть полякам марша генерала Люциана Желиговского на Вильно (Вильнюс) в 1920 году, последующее присоединение этого района к Польше, а после многих лет замороженных межгосударственных контактов ультиматума Варшавы в 1938 году — с требованием установления дипломатических отношений и угрозой применения военной силы в случае отказа. В свою очередь поляки хорошо помнят активное пособничество литовцев фашистской Германии в годы Второй мировой войны.

При всех качественных отличиях от ситуации межвоенного периода, когда на польско-литовской границе просто регулярно гремели выстрелы, сейчас в Евросоюзе, кроме Польши и Литвы, трудно найти двух таких соседей, между которыми было бы столько «воспаленных» вопросов. Свой комплекс младшего брата по отношению к Польше маленькая Литва активно и последовательно в течение всех лет своей независимости разряжает на польском меньшинстве, проживающем в этой стране (по переписи населения 2011 года: более 200 тысяч человек, что составляет почти 7% населения Литвы и является крупнейшей национальной группой в Литве; на втором месте — русские).

Антипольские фобии касаются дел больших и малых — общий знаменатель, однако, всегда таков, что литовские власти реализуют свои идеи с железной решимостью, не оглядываясь не только на Варшаву, но и не прислушиваясь к ворчанью критики из Брюсселя. Сказали, что не будут писать в паспортах и удостоверениях личности польские фамилии в соответствии с польской транскрипцией, и сдержали слово, никакие протесты Варшавы не помогли. Сказали, что не будет двойных названий населенных пунктов (что является стандартом Евросоюза для регионов, где проживают национальные меньшинства), и никакие комиссары из Брюсселя также не помогли.

В течение последних четырех лет польское меньшинство воюет против литовского закона о просвещении, которым власти нанесли удар по польским школам. Раньше польские школьники изучали литовский язык в ограниченном объеме, но как язык государственный. Вдруг оказалось, что на экзаменах их будут оценивать наравне с литовскими сверстниками, которые имеют значительно более богатую программу (разница составляет около 800 часов занятий!). Меньше баллов на выпускном экзамене означает меньше шансов поступить на бесплатную (!) учебу в государственном вузе — эту угрозу поляки прекрасно поняли.

Власти сначала цинично убеждали, что это мера, выгодная для поляков: углубленное знание литовского языка поможет молодежи, в частности, в поисках интересной работы. Но быстро сняли маску приличия и напомнили недовольным, что обязательного среднего образования нет, а обучение можно закончить в возрасте 16 лет, когда кончается школьная обязанность.

Поляки ответили протестами, пикетами, петицией, которую подписало 60 тысяч человек (более 1/3 всей польской общины). Власти все это проигнорировали. Поэтому 1 сентября этого года поляки не отправили своих детей в школы, объявив бессрочную школьную забастовку (в Литве действует около 90 польских школ, в которых учится 12 тысяч человек) — это крупнейшее за последние годы противостояние польского меньшинства с властями Литвы. На прошлой неделе свое недовольство действиями литовских властей выразил в специальной резолюции польский Сейм.

Хотя на словах официальная Варшава пытается «вести диалог» со своим северо-восточным соседом, выражает «беспокойство» действиями литовских властей, а иногда даже выражает «решительные протесты», в Польше есть влиятельные силы, для которых соотечественники из Литвы — это… настоящая кость в горле. Причина? Первородный грех этой национальной группы — это факт ее близких и теплых связей с русской общиной в Литве. А это — по меркам идеологов политической правильности в Варшаве — абсолютно недопустимо!

А между тем их главная политическая сила — Избирательная акция поляков в Литве — уже многие годы выступает в союзе с организациями русских. Сам Вальдемар Томашевский, лидер поляков в Литве, несмотря на несомненные заслуги для польского меньшинства и успехи на политической арене (был депутатом литовского Сейма, в прошлом году второй раз стал депутатом Европарламента, а в прошлогодних президентских выборах получил более 8% голосов и занял пятое место среди семи кандидатов, участвовавших в выборах), вызывает аллергию у многих политиков в Варшаве. Как он смел не только праздновать День Победы в Вильнюсе, но и стоять плечом к плечу с лидером организации «Единство»?! К тому же на его груди красовалась георгиевская ленточка. Абсолютный скандал! — по мнению варшавского политического салона.

Некоторым «аналитикам» удается договориться даже до того, что зачисляют литовских поляков в кандидаты в «зеленые человечки» — при помощи которых, разумеется, Путин захватит Литву. При таком подходе к соотечественникам их будущее в Литве не рисуется в радужных цветах…

«Ассимилируйся или будешь гражданином второго сорта — это выбор, который в действительности власти Литвы дают полякам. Наверняка они бы охотнее всего нас депортировали из страны, но на это не согласится Европа», — с грустью отмечают представители литовских поляков.

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы