Большинство скульптур и памятников подмосковного наукограда Жуковского так или иначе связано с авиацией. Из-за небольшого для города возраста, всего 68 лет, историческим центром считается часть города, застроенная в 1940-х — 60-х, там же расположено большинство памятников и скульптур. Даже в более поздние годы скульптуры продолжают устанавливать именно в Старом городе, а не в кварталах новой застройки. Время от времени в городе решают поставить очередной самолёт или вертолёт, но с годами свободного места остаётся всё меньше: под магазинчики уже начинают арендовать газоны и спортплощадки, а самолёты остаются в планах.

Памятник МиГу-21

Напомним, ни один советский самолёт не получил «путёвку в небо», не пройдя испытания в Жуковском.

Самая старая статуя города — трое рабочих, держащих чашу, во дворе бывшего санатория Казанской железной дороги, возведённого в 1913—1927 годах. В здании, которое начинал строить Николай фон Мекк, позднее располагался клуб Лётно-исследовательского института «Стрела», а сегодня его занимает театр. Авторство скульптуры неизвестно. По одной городской легенде, изначально рабочие держали земной шар, но одно полушарие снесли хулиганы. По другой версии, в царские времена на их месте держали чашу три стройных грации, безжалостно снесённые вихрем революции.

Однако если жуковчанин говорит «У памятника», то подразумевает главный монумент: на центральной площади, напротив Дворца культуры стоит памятник великому русскому учёному, основоположнику аэродинамики Николаю Егоровичу Жуковскому — в просторечии «Егорыч» или «Никола Бетонный» (хотя скульптура — металлическая). Памятник по проекту скульптора Ираклия Тоизде был установлен в 1969 году. В 2013 году городские власти обеспокоились, что граждане могут забыть, кому поставлен памятник, и высокий каменный постамент спустя 45 лет украсили большими золотыми буквами кладбищенские мастера, чтобы гарантировать стопроцентную узнаваемость «отца русской авиации».

Самый известный памятник города — реактивный истребитель МиГ-21, самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире, был установлен в конце 80-х. Городская легенда гласит, что из-за слабого грунта в его основание пришлось залить неимоверное количество бетона, так что в итоге инициатор установки столь необычного монумента получил за него выговор и благодарность одновременно. Каждый год студенты расположенного рядом факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ отмечают сдачу госэкзамена по физике, надевая на нос самолёта пропеллер, а на голову памятника Жуковскому — шляпу. В 2015 году «Егорыча» украсили огромной вязаной шапочкой, для разнообразия.

В 1970-х годах списанный пассажирский лайнер Ту-154 был установлен посреди городского парка, но продержался лишь несколько лет, не устояв перед натиском мальчишек и поджогами, и в 1993 году останки самолёта из парка убрали. Нынешнее городское руководство мечтает поставить в качестве монумента легендарный Ту-144. От модернистского бюста Игоря Сикорского в дар от наследников Романовых город, похоже, отказался. Впрочем, история бывших и будущих жуковских памятников — отдельная обширная тема.

Именем знаменитого лётчика Валерия Чкалова названа вторая по протяжённости улица города, а в начале улицы установлен и памятник герою. Самая длинная улица носит имя Юрия Гагарина, который готовился к полёту в Жуковском, однако памятника космонавту № 1 в городе пока не поставили.

Памятников Владимиру Ильичу Ленину в Жуковском — неполных три штуки, однако ни один из них не стоит на центральной площади Ленина. Первый встречает гостей рядом с железнодорожной платформой «Отдых», на платформе Детской железной дороги «Юность». Второй — расположен на территории домостроительного комбината. Третий — даже не памятник, а закладной камень — стоит в сквере напротив центральной проходной градообразующего Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и городской администрации. Коммунисты, успевшие заложить камень уже в годы перестройки, заботливо ухаживают за цветами вокруг него.

Жуковский получил статус города уже после Великой Отечественной войны, до войны он был посёлком Стаханово, где успели возвести 4-этажную школу и несколько кирпичных домов. В память о выпускниках школы № 1 и других горожанах, не вернувшихся с войны, Вечный огонь в 60-х зажгли напротив школы, у входа в парк и на стадион. Ко Дню Победы в 2015 году беломраморный Вечный огонь превратили в тёмно-красный, исчезла с него и надпись, читавшаяся издалека: «Никто не забыт. Ничто не забыто». Ветераны 9 мая вздыхали, ворчали, но жаловаться никто не стал. Ворчать по поводу нетрадиционно вытянутой бронзовой дамы со свечкой и ветераны, и остальные жители уже привыкли, она притулилась к мемориалу в 90-х. Другой памятник не вернувшимся с фронта стоит на улице Мичурина, у проходной Жуковского машиностроительного завода (ЖМЗ).

Рядом с центральной площадью, на улице Фрунзе с 1975 года стоит памятник бронепоезду «Москвич». Бронепоезд был построен в 1941 году трестом «Стальконструкция» (ныне — ЖМЗ) при участии трудовых коллективов ЦАГИ и соседнего города Раменское — текстильной фабрики «Красное знамя», промартели «Целлулоид» и раменского отделения Мособлэлектро. В строительстве приняли участия бойцы, командиры и политруки дивизиона № 32. Поезд прошёл настоящий путь боевой славы — сражался на Волховском фронте, а также под Смоленском, Минском, Кёнигсбергом.

С другой стороны площади, в сквере местное отделение «Боевого братства» на рубеже 80-х-90-х установило чёрный обелиск «Афган. Чечня. Россия» с силуэтом скорбящей матери, вместо демонтированной городской доски почёта. В сквере за монументом планируется поставить вертолёт.

Огромное значение для города авиационной науки имеет Быковское мемориальное кладбище — монументальная летопись тех, кто положил жизнь за умение самолётов летать. Вдоль центральной аллеи кладбища стоят надгробные памятники лётчикам-испытателям (многие захоронения — коллективные, экипажами), авиаконструкторам, спасателям и другим выдающимся жителям города. Прогулка по этому кладбищу может стать и полноценным туристическим маршрутом, и темой книги, которую готовят городские краеведы. Над кладбищем возвышается памятник солдату — герою Великой Отечественной войны. Здесь же похоронены спасатели, погибшие при освобождении Бесланской школы.

На территории Центрального аэромобильного отряда МЧС «Центроспас» на улице Спасателей стоит памятник кинологической службе с очень выразительной собачкой, которую можно разглядывать с почтительного расстояния сквозь решётку — вход на территорию строго ограничен.

Во дворе «Тридцатого гастронома» на Фрунзе стоит типовая скульптура 50-х годов — две школьницы, читающие книгу. Статую годами разрушали хулиганы, а в 2014 году городские художники заботливо восстановили её, придав рукам девочек максимально «вандалоустойчивое» положение, в соответствии с композиционными канонами гжельской керамической игрушки (отметим, Гжель расположена в Раменском районе).

Стела с портретом Константина Эдуардовича Циолковского установлена на набережной Циолковского в Колонце — пожалуй, единственной в мире набережной, на которой нет, и никогда не было ни одного водоёма.

Рядом с платформой «Отдых», в начале улицы Жуковского, с 80-х годов стоит стела-памятник авиаторам, по форме напоминающая самолёт, хотя многие усматривают в ней сходство с логотипом «Мерседеса».

Многие скульптуры установлены на территориях городских предприятий, так что об их перечислении не приходится и мечтать. Сотрудники ЦАГИ говорят, что у них есть ещё один памятник Жуковскому, а также его ученику Сергею Чаплыгину. Сохранился ли в профилактории ФСБ статуя Феликса Дзержинского, неизвестно, но раньше — была.

Ещё сложнее перечислить небольшие скульптурки последних лет, разбросанные по городу, от странных чёрных шариков у школы № 1 до козы с козлятами в парке и прочих гипсовых сказочных скульптур у центрального фонтана, которые мало кто замечает и ещё меньше кто разглядывает: издалека они не просматриваются, а вблизи — непонятны.