Новосибирские ученые выяснили, почему китайцы едят собак

Китайцы начали есть собак 10 тыс. лет назад

Новосибирск, 15 сентября 2015, 13:22 — REGNUM  Преподаватель кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета Мария Кудинова выяснила, что предки китайцев (протокитайцы) использовали собак в своих ритуалах, скорее всего, еще в верхний палеолит. Но абсолютно точно жертвоприношения четвероногих были во времена неолита (начиная с 7 тысяч лет до нашей эры). Об этом свидетельствуют находки захоронений собак в могилах людей. Имеются факты строительной жертвы при закладке жилища — собака в этом случае была призвана охранять жилище или могилу или же приносилась в жертву как компаньон, который должен был сопутствовать и охранять человека после смерти.

Обнаруженные отдельные кости в специальных сосудах свидетельствуют о том, что имело место использование собак и как «ритуальной жертвенной пищи». Первые же археологические свидетельства о доместикации собак и употреблении их в пищу относятся еще к периоду 8−9 тысяч лет до нашей эры.

«В некоторых могилах культуры давэнькоу, распространявшейся в восточной части Китая, наряду с собаками присутствуют черепашьи панцири, учитывая, что в более поздней традиции у китайцев достоверно известно отождествление собаки со светлым началом — ян, а черепахи с темным — инь, возможно, это отображение этого дуализма», — предполагает ученый.

Массовое же распространение у предков китайцев жертвоприношения четвероногих при погребении усопших получили в бронзовом веке, а именно в эпоху Шан-Инь (XVI-XI века до нашей эры). Чаще всего они проводились по строгому типовому образцу — широко применялись так называемые закладные ямы. В середине могилы выкапывалась яма, в которую помещали собаку, а сверху клали покойника. «Китайские археологи изучили костные остатки с нескольких памятников и выяснили, что в основном это были щенки от 3 месяцев до 1,5 лет. Молодой возраст наводит на мысль, что они вряд ли воспринимались как охранники, а скорее всего, были обязательными жертвенными животными, предназначенными для духов этого места. При этом, вероятнее всего, щенков централизованно выращивали, чтобы снабжать население для ритуальных практик», — заявляет преподаватель кафедры востоковедения НГУ, дополняя, что в этот же период встречаются захоронения собак и в других частях могилы, а также захоронения в жертвенных ямах при строительстве зданий. Такая обрядность при обустройстве могилы сохранялась до последних веков до нашей эры.

Более гуманной погребальная практика стала в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), когда на смену реальной жертве пришли глиняные фигурки животных. Правда изображения собак уже перестают обладать особым статусом, а лишь отражают имущество, принадлежащее умершему, наряду с другими животными и вещами.

«Несколько позже, в раннем средневековье, в погребальной обрядности появится каменная скульптура над могилой. Однако здесь использование изображения собаки будет нечастым мотивом. Исключение составляет лишь полуостров Лэйчжоу на юге Китая. Здесь в VII веке нашей эры возникает традиция изготовления каменных скульптур собак различного размера. Они ставились для защиты разных объектов: на перекрестках дорог, у храмов, на кладбищах и так далее», — подчеркивает Мария Кудинова.

По словам ученого, эта традиция жива до сих пор — каменных собак и сейчас можно увидеть на улицах городов и деревень Китая. По подсчетам уже китайских ученых, всего на полуострове насчитывается около 10 тысяч каменных изображений собак разного времени. При этом, у некоторых народностей собака всегда была почитаемым тотемным животным. Некоторые из них (яо, мяо, шэ) считали собаку своим предком, поэтому у них существует запрет на употребление в пищу ее мяса.

Стоит сказать, в Китае и сегодня ежегодно проходит фестиваль поедания собачьего мяса. Последний из них состоялся в июне 2015 года в городе Юйлинь (Гуанси-Чжуанский автономный округ), сообщает корреспондент ИА REGNUM. Каждый раз мероприятие вызывает протесты и осуждения как в самом Китае, так и в остальном мире. Власти уже запрещали подобные празднества в прошлом, и Юйлиньские власти заявляют, что никакого фестиваля сегодня не существует. Однако, по сообщениям различных СМИ и сообществ по охране животных, ежегодно на подобных мероприятиях убивают около 10 тысяч собак.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail