14 сентября в Москве представили национальную платформу открытого образования, предлагающую онлайн-версию базовых университетских курсов, изучаемых в российских вузах. По мнению разработчиков, данный формат обучения можно использовать в том числе и для дистанционного обучения госслужащих.

Дарья Антонова ИА REGNUM
Аркадий Дворкович.

По заявлению разработчиков, после прохождения онлайн-курсов, участники программы смогут сдать экзамены и получить сертификат установленного образца. При согласии администрации учебного заведения, студентам также могут засчитать прохождение курсов в диплом, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, новая система дистанционного образования — это важное дополнение к основному образовательному процессу, хотя и не является его заменой. Тем не менее, он отметил, что систему онлайн-обучения следует распространить и на госслужащих, которых, возможно, обяжут проходить переаттестацию с использованием новых технологий,

«Если говорить об онлайн-образовании, то это, все-таки, дополнение, а не замена. Важное дополнение, которое позволяет достичь большего и получить большее, но не замена тех форматов, которые существуют десятилетиями», — заявил Дворкович.

В целом, для развития системы дополнительного образования в России необходимо создать личную мотивацию, считает чиновник. «Нужна периодическая регулярная обязательная переаттестация государственных служащих. Человек не может быть назначен на новую позицию, или продолжать работу на предыдущей долгое время, если он не прошел определенную аттестацию», — пояснил он. К тому же, Дворкович отметил, что для людей с ограниченными возможностями данный формат обучения является серьезным подспорьем.

Как, в свою очередь, пояснил заместитель замглавы Минобрнауки Александр Климов, онлайн-версии базовых курсов созданы восемью университетами: НИТУ «МИСиС», МГУ, СПбГУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. Все курсы обучения разработаны в формате МООС (массовый открытый онлайн-курс) по своим основным направлениям специализации. В дальнейшем к проекту планируют привлечь и региональные вузы, создав в итоге масштабный общефедеральный центр дистанционного образования. «После того, как будут отработаны все технологии, мы рассчитываем на то, что новые университеты, которые присоединятся, смогут гораздо больше курсов разных тематических направлений выкладывать на соответствующую платформу», — заявил Климов.

Главным условием для размещения на официальной платформе является соответствие программ требованиям по качеству. По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, к 2020 году система открытых курсов выйдет на ту или иную форму экономической окупаемости. «Я думаю, что в России она одна из первых выйдет на экономически устойчивую модель существования. Дело в том, что университет, который принимает такой курс, он больше экономит, чем тратит. То есть да, он должен иметь небольшую группу старших студентов или молодых преподавателей, кто обеспечивает университет по этим курсам. Но это, условно говоря, четверть от стандартных расходов», — сообщил Кузьминов.

Принятая система обучения направлена на построение непрерывного образования, сообщила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, отметив, что наиболее перспективным на данный момент является смешанное обучение, сочетание самостоятельного обучения с обучением в аудитории. «Уже сегодня понятно, что запрос у работодателей высок, и мало выпускников вузов, обладающих профессиональной компетенцией даже на очень высоком уровне. Они хотят еще и набор компетенцией личностного характера», — сообщила Черникова.

Напомним, как ранее сообщал Климов, в общей сложности за три года вузы потратят на организацию платформы 400 млн рублей. Предполагается, что проект станет конкурентом глобальным западным образовательным порталам. К 2016 году на платформе планируют разместить 100 обучающих курсов.