Законопроект об изменении порядка отнесения резервов кредитных организаций по сомнительным долгам на расходы в целях налогообложения прибыли внесла в Госдуму член комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина («Единая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 14 сентября.

В ситуации продолжающегося роста просроченной задолженности по кредитам, в том числе по неуплаченным процентам, и одновременного снижения доходов банков, обусловленных неблагоприятной конъюнктурой и экономическим спадом, кредитные организации вынуждены дополнительно формировать резервы на возможные потери по ссудам и неполученным процентам, что в результате приводит к уменьшению их собственных средств, отмечает Кармазина. «Учитывая требования главы 25 НК РФ о применении кредитными организациями метода начисления при определении налоговой базы для уплаты на прибыль, все проценты, в том числе и неполученные в срок, приводят к увеличению доходов. Существенным элементом при определении налогооблагаемой базы является формирование и отнесение к расходам резервов по сомнительным долгам, в частности, под начисленные, но неполученные в срок проценты», — указала она.

Проблема особенно остро стоит перед розничными банками, у которых увеличивается просроченная ссудная задолженность физических лиц, отмечает автор законопроекта. «Сохранение в нынешних условиях действующего порядка налогообложения приводит к существенной и экономически необоснованной дополнительной налоговой нагрузке на банковский сектор, что, в свою очередь, способствует созданию условий для дальнейшего сокращения объемов кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса», — подчеркнула Кармазина.

В связи с этим законопроект предусматривает, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки текущего налогового периода, а при исчислении резерва по сомнительным долгам в течении налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

«В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде», следует из поправок.

Принятие законопроекта позволит «обеспечить объективную оценку финансового положения налогоплательщика и равномерный налоговый учет понесенных им финансовых потерь», считает автор законопроекта.