Вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства была посвящена селекторная пресс-конференция, организованная для представителей астраханских СМИ Клубом региональной журналистики "Из первых уст", который является проектом региональной общественной организация "Открытая Россия". Участие в пресс-конференции принимала заместитель директора направления "Городское хозяйство" Фонда "Института экономики города", кандидат экономических наук Марина Шапиро.

Характеризуя сегодняшнее положение дел в сфере ЖКХ, она объяснила астраханским журналистам, что коммунальная реформа задумывалась с целью повышения качества предоставляемых услуг населению. Но, к сожалению, в настоящее время, видимым результатом преобразований стал стремительный рост тарифов за отсутствием соответствующего качества услуг. По мнению, Марины Шапиро, получилось это потому, что государство несет очень завышенные социальные гарантии в этой сфере. "О каком качестве можно говорить, если у нас около 40 процентов потребителей - льготники, отметила экономист, - затраты на их содержание предприятиям в полном объеме не возмещаются. В итоге, услуга не предоставляется, либо предоставляется в ненадлежащем качестве", сообщило РИА "Аверс".

В ходе пресс-конференции обсуждалась также тема расчета тарифных платежей. В частности, это коснулось взимаемой платы за отопление. Марина Шапиро сообщила, почему оплата за тепло привязана к квадратному метру, а не к фактически отпущенной гигакалории. "Меня как потребителя интересуют не технические вопросы, а тепло у меня в квартире или нет, отметила она, - Муниципальные образования считают плату за отопление по-разному: в расчете на каждого проживающего в квартире человека, либо с площади. Что касается последнего, то эта система направлена на более эффективное использование недвижимости в жилой сфере".

Поднимался во время брифинга и один из самых болезненных вопросов - кто и на каком основании должен определять тарифы на услуги ЖКХ? Марина Шапиро подчеркнула, что в этом плане законом пока не утверждены единые принципы. "Очень часто тарифы утверждает Дума. Но насколько это правильно, особенно накануне выборов?, отметила она. Между тем, в этом отношении уже сделаны конкретные шаги. Например, только в этом году был принят закон "Об основах жилищной политики", который установил, что тарифы не могут меняться чаще одного раза в год. "И это большой плюс, сказала Марина Шапиро, - так как раньше, этот процесс был настолько непредсказуем, что сильно тормозил приход частного инвестора в сферу ЖКХ". В настоящее время рассматривается законопроект, подготовленный непосредственно Фондом "Об общих принципах тарифного регулирования деятельности организаций ЖКХ РФ", который должен способствовать финансовому оздоровлению этой отрасли.

Еще одним шагом к оздоровлению финансовой стабилизации послужит принятие блока законопроектов Правительства РФ, открывающих дорогу бизнесу и инвестициям в этот сектор экономики. "Есть много положительных примеров, когда к обслуживанию жилых фондов привлекались частные организации, сказала Марина Шапиро, - и опыт показал, что они работают эффективнее на тех же условиях и при том же финансировании. Думаю, все наши проблемы основываются на том, что по-прежнему в ЖКХ действуют административные методы - приказ, указ, формально отчитался, куча бумаги и все. Никакой настоящей конкуренции и борьбы за потребителя. Между тем, обслуживание жилого фонда - это очень выгодный бизнес. И фирмы, которые начинают этим заниматься, прекрасно это поняли и преуспели. Поскольку этот рынок вечный -все люди, независимо от рода деятельности живут в домах, дома не молодеют и их постоянно нужно обслуживать"

Для справки:

Фонд "Институт экономики города" (ИЭГ) создан в октябре 1995 г. группой российских специалистов, имеющих ценный опыт разработки жилищной политики, организации жилищного финансирования, практического осуществления программ регионального и городского развития. Основными задачами фонда является разработка и внедрение новых подходов к решению проблем жилищного хозяйства, финансирования жилья и городской инфраструктуры, муниципального управления, городского землепользования, социальной защиты населения и других проблем социально-экономической жизни городов. В настоящее время организация сотрудничает с 50 муниципальными образованиями на территории России и стран СНГ. Многие программы, разработанные фондом, уже приняты и действуют в российских городах.