Первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Хасян Зябиров принял участие в расширенном заседании Комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области до 2015 года, состоявшемся 19 декабря в Мурманске. Говоря о стратегических перспективах развития Мурманского транспортного узла, Хасян Зябиров отметил, что для обеспечения его нормальной работы российскими железнодорожниками в 2001 - 2003 годах была проделана большая работа. Так, осуществлены работы по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к узлу, перевод с постоянного на переменный ток участка Лоухи - Мурманск, электрификация участков Идель - Медвежья Гора, Вонгуда - Малошуйка, Маленга - Сумский Посад.

Как сообщили ИА REGNUM в департаменте по связям с общественностью ОАО "РЖД", общий объем перевозок внешнеторговых грузов с участием железнодорожного транспорта через порт Мурманск увеличился за последние три года на 15%. В 2004 г. ожидается дальнейший рост этих перевозок, что требует модернизации всего транспортного комплекса. Портовые сооружения построены относительно давно и уже не соответствуют предъявляемым требованиям ни по объемам, ни по оснащению, из-за чего заметно страдает железная дорога. Так, по словам Хасяна Зябирова, в последние годы в зимние периоды Наблюдаются значительные срывы выгрузки угля в порту "Мурманск". Основной причиной является отсутствие механизмов для восстановления сыпучести смерзшегося каменного угля, тепляков, вагоноопрокидывателей.

"Выгрузка осуществляется варварским способом - грейферными кранами, что приводит к массовому повреждению вагонов. В период с 1995 г. по 2003 г. в порту только при выгрузке каменного угля было повреждено более 10 тыс. полувагонов!", - отметил первый вице-президент ОАО "РЖД". На рассмотрение участников заседания был также вынесен вопрос о строительстве новых портовых сооружений не только на восточном (используемом сейчас), но и на западном берегу Кольского залива. Это потребует прокладки к ним железнодорожных линий. Специалистам и ОАО "Ленгипротранс" разработан масштабный проект, предусматривающий строительство на западном берегу двух грузовых станций (Кулонга и Лавна) и проведение к ним двухпутной электрифицированной линии от станции "Мурмаши".

Планируется, что грузопоток будет разделяться на две части на станции "Выходной" и следовать далее к портовым сооружениям на восточном и западном берегах, причем 2/3 грузов пойдет на западную сторону залива. Кроме этого, предстоит удлинить пути станций, расширить действующую станцию "Мурманск", провести ряд других работ.

Справка. Порт "Мурманск" является одним из крупнейших портов на Северо-Западе России. Он обеспечивает 26% от общего объема всех перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом в сообщении с российскими портами Северо-Западного бассейна. Это единственный незамерзающий порт в России, где могут обрабатываться суда грузоподъемностью до 150 тыс. тонн, а в перспективе - и до 300 тыс. тонн.