В Башкирии продолжается процес сокращения библиотек. Как сообщили ИА REGNUM в Министерстве культуры РБ, в чьем ведении находятся библиотеки, в 2015 году в республике функционирует 1 тыс. 655 публичных библиотек. Для сравнения: в 2013 году организацию библиотечного обслуживания населения осуществляли 1 тыс. 722 публичных библиотек.

4 сентября ряд СМИ опубликовал обращение жительницы деревни Янгискаин Гафурийского района в Минкультуры Башкирии с жалобой на закрытие библиотеки. «В нашем районе закрываются библиотеки, на сегодняшний день уже закрыли 12 библиотек, сократили библиотекарей, и у нас в деревне Янгискаин собираются закрыть библиотеку, — пишет заявительница. — Глава администрации нашего района Рамиль Бухаров объясняет закрытие библиотек тем, что указ поступил из Министерства культуры, что нет финансов содержать библиотеки и библиотекарей, а также, что народ нынче не читает книг».

Примечательно, что в феврале 2015 года в ходе заседания Общественного совета при Минкультуры РБ вопрос по библиотекам Гафурийского района уже поднимался. За последние два года в этом районе были сокращены 32% работников культуры, закрыты 14 библиотек, даже в населенных пунктах, где проживают 500−800 жителей. «Мы заслушали представителей Гафурийского района — заместителя главы, начальника отдела культуры, — прокомментировала заместитель председателя Общественного совета Гульдар Муратова. — Мы планируем провести переговоры с главой администрации Гафурийского района, чтобы найти пути решения этой проблемы».

Опрошенные ИА REGNUM эксперты отмечают, что сокращение библиотек началось отнюдь не в текущем году. «Все можно было бы списать на кризис, но стоит вспомнить, что за I полугодие 2013 года, еще до всяких санкций, в республике сеть библиотек сократилась на 17 единиц, уволено 25 сотрудников, — отметила библиотекарь Людмила Иванова. — Из открытых данных мы можем узнать, что в одном Буздякском районе только за полгода в 2013 году закрылись 5 библиотек!»

Как правило, закрывались библиотеки, которые не имели системы отопления, топились дровами, либо находились в аварийном состоянии. Также закрывались библиотеки в малонаселенных деревнях, в которых численность населения сократилась и количество читателей уменьшилось. В качестве причин закрытия сельских очагов культуры назывались оптимизация и сокращение штатов.

«Одной из причин невысокой популярности библиотек является низкий профессиональный уровень некоторых библиотекарей, — считает историк Игорь Кучумов. — Если в Национальной библиотеке Башкирии не могут найти стоящий под носом «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», то что уж говорить о других библиотеках. В республике в библиотеках специалистов с высшим специальным образованием всего 19%, по России — один из самых низких показателей».

«И эти люди участвуют в комплектации поступающей в библиотеки литературы, — продолжает эксперт. — Нельзя сказать, что новых книг в фонды совсем не поступает, но заказывается совсем не то, что следовало бы».

По словам ученого, в Уфе и других населенных пунктах Башкирии в библиотеках проводятся некоторые мероприятия, целью которых является привлечение читателей, но формат этих мероприятий не внушает надежд на возвращение читателей и в читальные залы. «Все эти Библионочи и читальные залы на свежем воздухе не могут коренным образом повлиять на отток читателей, — утверждает Кучумов. — Выход в переформатировании библиотек в многофункциональные информационные центры».

Что касается России, то отход читателей от традиционной бумажной книги к другим носителям информации усугубляется проблемой «пиратства». «Книги дороги, покупательская способность мала, поэтому проще скачать книгу с торрента, нежели платить за нее продавцу и издателю, — сожалеет эксперт. — Издательства разоряются, и чтобы остаться на плаву, печатают низкопробное чтиво. Пока общество не научится уважать интеллектуальное право, судьба книги, а значит, и библиотек, остается под вопросом».