Киргизские переговорщики обеспечили «максимально комфортное вступление республики в интеграционное объединение», — советник посла России в Киргизии Алексей Мзареулов в интервью корреспондентк ИА REGNUM поделился своим видением процесса интеграции Киргизии в ЕАЭС.

ИА REGNUM: Как в Киргизии информационно сопровождался процесс интеграции?

Особо убеждать и информировать граждан Киргизии о важности ЕАЭС не пришлось. Экономики России и Киргизии находятся в тесной связи: киргизстанцы работают в России. Кого не спроси — все знают Россию.

Когда местным жителям сказали: будет экономический союз с Россией, — киргизстанцы все поняли сразу. В процессе подготовки интеграции говорили о дефиците информации, но на самом деле нехватки информации не было. Трудовой мигрант приехал в Москву и все рассказал своим соотечественникам.

ИА REGNUM: Согласно результатам соцопросов, с приближением даты вступления количество граждан, поддерживавших решение об участии Киргизии в ЕАЭС, сократилось. Чем это объяняется?

Это были провокационные, проплаченные вбросы. Они велись в качестве составной части кампании, которая проводилась против вступления Киргизии в ЕАЭС. Я не буду говорить со стороны каких сил, потому что я не знаю. У нас принято говорить, что это были американцы, и это не мои слова. Я же считаю, что противостояние было, но не обязательно со стороны Запада (соцопросы, зафиксировавшие снижение поддержки участия Киргизии в ТС, готовили Евразийская экономическая Комиссия и The Gallup Organization. — Прим. ИА REGNUM).

ИА REGNUM: Как воплощается «мягкая сила» России в Киргизии?

Нам очень легко реализовывать «мягкую силу» в Киргизии по многим причинам. Во-первых, киргизстанцы очень близки российскому народу — во время Великой Отечественной войны ни один киргизстанец не воевал на стороне Гитлера. Во-вторых, почти все население республики знает русский язык. В-третьих, в Киргизии гипертрофированная интеллигентская прослойка в обществе. То есть для такой маленькой страны количество интеллигенции огромное, сверхъестественное, поэтому происходящие процессы находят больше понимания.

Я не хочу, чтобы мои слова восприняли в качестве лести, но факты говорят о том, что рейтинг президента России Владимира Путина огромный в России, но его рейтинг в Киргизии еще выше. Поэтому в Киргизии легко и приятно работать, ведь сама ментальность граждан двух государств очень близка.

Миллионы киргизстанцев прошли через работу в России, было проникновение в культуру… Все это облегчает нашу задачу. В Киргизии никто не ставит под сомнение позитивный имидж России, который становится все сильнее.

Кроме того, Россия несмотря на трудности, выполнила все обещания по программам ЕАЭС — например, на фоне экономического спада передала 200 млн долларов в Российско-Киргизский фонд развития, начала работы по строительству Камбар-Атинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, безвозмездно передала вооружение киргизской армии.

Эти обещания были даны и выполнены несмотря на усилия заинтересованных лиц, которые занимались вбросами и тиражировали мнения о том, что теперь Россия ослабла и их не выполнит. Как мы видим, эти прогнозы не оправдались.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете работу посольства России в Киргизии по празднованию годовщины Великой Победы в этом году?

Я должен сам оценить свою работу? Ну, тогда я даю наивысшую оценку.

А если говорить серьезно, главную работу проводила Москва по нашим предложениям и рекомендациям. Говорит о многом сам приезд вице-президента Фонда содействия ВДВ и спецназа Сергея Звягина. Этот фонд увековечивает память о людях, совершивших подвиг, аналогичный подвигу Александра Матросова. Новый список героев включал в себя тех погибших воинов, которые до этого времени были неизвестны. В общей сложности, восемь киргизстанцев повторили подвиг Матросова.

Звягин приехал в Киргизию, мы открывали доску почета в школе, в которой учился один из героев-киргизстанцев. Эффект от мероприятия был колоссальным.

Это один из примеров эффективной совместной работы нашего ведомства с киргизстанскими коллегами.

ИА REGNUM: Вы сотрудничаете с пророссийскими или российскими структурами, действующими в Киргизии?

Мы налаживаем прямые связи с несколькими неправительственными и некоммерческими организациями России и Киргизии. Последние не являются пророссийскими и занимаются тем, что борются за права человека и работают на гранты западных структур.

Они объективны, их руководители — выдающиеся известные личности, которые регулярно появляются в СМИ. Часть руководителей этих фондов входит в списки партий, принимающих участие в намеченных на 4 октября в Киргизии парламентских выборах, поэтому я не могу называть их имена.

ИА REGNUM: Киргизия не успела полностью подготовится к интеграции в рамках ЕАЭС. На первом этапе неизбежны проблемы. Готовы ли российские СМИ работать с потоком возникающей критики?

А почему вы не успели? Ваши переговорщики были очень упорны, и ни один пункт не был отвергнут в ходе переговоров по расширению ЕАЭС. Они пробили все пункты. То есть все, что хотела Киргизия в ЕАЭС — все обеспечено. Это стопроцентный успех, и, как результат, максимально комфортное вступление республики в интеграционное объединение.

Стране дали период адаптации, предоставили преференции по торговле. Я не вижу, в чем могут возникнуть проблемы. Чтобы по Киргизии ударили проблемы, связанные с ее участием в ЕЭАС? Хоть одну назовите.

ИА REGNUM: Например, по-прежнему затруднено пересечение границы с Казахстаном.

Но это же ваша проблема. Со своей стороны российские СМИ готовы продолжать работу по освещению процесса интеграции.