«Проблемы казахстанского транзита на таможне – из-за реэкспорта»

Решение Федеральной таможенной службы РФ проводить полный досмотр машин, везущих грузы из стран ЕС в Казахстан, транзитом через Россию, привело к скоплению фур на границе республики. Из Казахстана шлют в Россию официальные обращения, в Белоруссии считают, что это наказание за реэкспорт

Астана, 11 Сентября 2015, 09:58 — REGNUM  Проблемы казахстанского транзита на таможне возникли из-за реэкспорта, считает Александр Синкевич, белорусский экономист, который прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ситуацию, сложившуюся на границе Казахстана и России в связи с тем, что Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) стала направлять грузовой транзит на склады временного хранения для полного досмотра.

«Безусловно, наказание за реэкспорт — именно это является негласной причиной. И раньше в отношении белорусского коридора, и теперь — в отношении складов временного хранения», — считает Синкевич.

Он отметил, что влияние санкционного противостояния России и Запада заметно сказалось на белорусской транспортно-логистической отрасли, которая из-за санкций понесла наибольшие потери по сравнению с другими отраслями экономики Белоруссии: «Уже в 2014 году ФТС России запретила транзит грузов в Казахстан и иные страны Азии через белорусский коридор — была оставлена возможность пропуска только через границу России с Украиной, Прибалтикой, Финляндией и Норвегией. В итоге подавляющее большинство белорусских перевозчиков было вынуждено переориентироваться либо на внутриевропейские перевозки, либо на азиатский рынок».

«Последняя новация российской ФТС с обязательной разгрузкой на СВХ вполне может коснуться перевозчиков из Республики Беларусь или любых иных стран, работающих с транзитом между ЕС и Азией», — обратил внимание эксперт на то, что вопрос может затронуть не только казахстанских грузоперевозчиков (географически кроме Казахстана «заперты» Россией еще и Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. — Прим. ИА REGNUM).

«Похоже, санкционная политика серьезно притушила тему евразийского союза, поскольку участники ЕАЭС не готовы вписываться в санкционную войну. Весьма вероятен следующий парадокс: пока не будут преодолены российско-западные противоречия, и евразийская интеграция будет проходить в заторможенном режиме», — поделился Синкевич общим впечатлением.

Что касается апелляции казахстанского Министерства по инвестициям и развитию к договоренностям в рамках Евразийского межправсовета (имеется в виду распоряжение от 29 мая о беспрепятственном прохождении транзита по книжкам Международных дорожных перевозок), эксперт отметил: «Увы, как и многие прежние интеграционные начинания, ЕАЭС во многом остается на бумаге. Если бы не украинские события, возможно, ЕАЭС получил бы больше реального наполнения».

О том, влияет ли как-то документ уровня Евразийского межправсовета на работу грузоперевозчиков, корреспондент ИА REGNUM спросил и у генерального секретаря Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана Теодора Каплана.

Как пояснил собеседник, распоряжение, несмотря на довольно высокий уровень принятия, особого значения не имеет. «29 мая этого года премьер-министры подписали распоряжение, обязывающее Россию открыть полностью российскую федеральную таможенную территорию. Документ приняли, но он не работает» — отметил Каплан.

Но на действие этого документа, сообщил генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана, грузоперевозчики и не рассчитывают. По его словам, в свое время за книжки МДП (книжка Международных дорожных перевозок позволяет перевозить без досмотра опломбированные транзитные грузы через границы стран, подписавших Таможенную конвенцию ООН 1975 года, — Прим. ИА REGNUM) действительно бились, в результате чего и было достигнуто упомянутое распоряжение. Но в реальности, утверждает Каплан, правила игры сложились иначе.

«Книжки были вопросом в июле 2013 года. С этим вопрос решили: он (Андрей Бельянинов, глава ФТС. — Прим. ИА REGNUM) чихает на книжку, и у нас машины уже давно работают без них. Нас заставляют платить на границе при въезде на территорию России, просят дополнительную оплату — 100 долларов, — и езжай на Казахстан. Мы с этим смирились. Внутренний транзитный документ оформляем. При этом сборы идут не в государство, не в бюджет России, это частные структуры вроде РОСТЭК, «Арсеналъ», еще там есть парочка (о поборах на таможне со стороны структур, аффилированных с Андреем Бельяниновым, в 2013 году был сделан запрос со стороны депутата Госдумы РФ. Также о связи РОСТЭК с главой ФТС писала «Новая газета». — Прим. ИА REGNUM). Им поручено собирать эту дополнительную мзду. Еще до 2 сентября мы могли ехать беспрепятственно по документу, который организовал Бельянинов, ну платим мы, ну едем и едем, а тут по его же документу все машины остановили!» — отмечает Каплан.

Обоснованных причин для происходящего Теодор Каплан не видит: «А левая нога главы ФТС захотела так — вот и все! Абсолютно причин нету. Говорят что-то про санкционные причины — ничего такого, глупость все это».

По словам Каплана, каждый день простоя одной фуры на российском СВХ стоит 7 тыс. рублей. Выгрузка и загрузка каждой тонны товара — 600 рублей. Таким образом, только чтобы разгрузить и загрузить 20-тонный автомобиль, перевозчикам приходится платить 24 тыс. рублей.

Напомним, 9 сентября Министерство по инвестициям и развитию Казахстана, курирующее вопросы транспорта, сообщило о том, что на границе «в ожидании досмотра скопилось более 100 автомашин, казахстанские перевозчики несут убытки, нарушаются сроки доставки грузов». В этой связи в министерстве провели оперативное совещание и от имени руководителя ведомства Асета Исекешева направили «соответствующие обращения по скорейшему урегулированию сложившейся ситуации в адрес Министерства транспорта и Федеральной таможенной службы РФ».

Ответная реакция российских чиновников пока неизвестна.

О том, что на казахстанско-российской границе возникли проблемы у фур, следующих в Казахстан, первым сообщил генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков республики Теодор Каплан. По его словам, с 3 сентября безо всяких предупреждений машины, ранее проезжавшие беспрепятственно, российские таможенники стали отправлять на склады временного хранения для полной разгрузки товара и его досмотра. В итоге на границе, по сообщению представителя Союза 8 сентября, скопилось 150 фур.

В распоряжении Каплана оказалось видео, где представитель Самарской таможни поясняет, что приказ пришел от ФТС, «на уровне Москвы». При этом управляющий директор-директор департамента экономической интеграции НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова утверждает, что водителя, который сделал запись, теперь разыскивают «сотрудники Федеральной таможенной службы и иных правоохранительных органов РФ». Представители Союза дали общую пресс-конференцию с региональным представительством Национальной палаты предпринимателей Казахстана — были озвучены жалобы на действия российской ФТС и просьба к казахстанскому профильному комитету разобраться в ситуации. Официальной реакцией профильного ведомства и стало обращение к российским коллегам.

ИА REGNUM напоминает, что отказ Белоруссии и Казахстана присоединиться к российскому продовольственному эмбарго породил «казахстанскую схему» контрабанды, по которой партии продовольствия, следовавшие из Белоруссии в Казахстан, реализовывались в РФ. При этом, по оценке экспертов, контрабандные поставки не приносят сверхприбыли госбюджету Белоруссии и наносят ущерб казахстанским потребителям.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии
NB!
16.01.17
Избранный президент Болгарии: Крым де-факто принадлежит России
NB!
16.01.17
Ах, леди, не сморкайтесь в рукава…
NB!
16.01.17
МИД Украины заявил, что «исторический иск» против России уже подан
NB!
16.01.17
Росгеологию лишили монополии на неразведанные участки углеводородов
NB!
16.01.17
Нагорный Карабах: Война и мир
NB!
16.01.17
«Финансового резерва Латвии хватит только на выплату двух пенсий»
NB!
16.01.17
Жители Литвы по-прежнему против однополых браков
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Дубли Дзюбы и Маурисио принесли «Зениту» победу над «Чанчунь Ятай»
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
Минпромторг займется формированием новых промышленных кластеров в Арктике
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»
NB!
16.01.17
«Малоимущие проиграют от «монетизации» льготной НДС»
NB!
16.01.17
Россия передала Польше записи речевого самописца самолета Качиньского