Близится к завершению конфликт между застройщиками и "Ленэнерго". Трамваи покинут центр города. Раскол в Топливном союзе. Таможня сменит приоритеты. "ПетерСтар" назван лучшим российским предприятием.

В феврале 2004 года конфликт между застройщиками и "Ленэнерго" будет снят. Городские власти обещают в кратчайшие сроки урегулировать проблему получения строителями энергоресурсов у "Ленэнерго". Рабочую комиссию, которая призвана заняться этим вопросом, возглавила лично губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Целый ряд проблем связан с тем, что в свое время застройщиков фактически принуждали заключать два договора о передаче построенных энергосетей - с городом и "Ленэнерго". Но если строитель обещал передать сети городу, то "Ленэнерго" не давало ему мощности. Если же обещания давались монополисту, то город отказывался подписать исполнение инвестиционного договора. В итоге сети оставались бесхозными, а жители получали энергию по "временной" схеме. "Со следующего года все монополисты будут предоставлять программу собственного развития на год, - потребовала губернатор. - А с 2005 г. главный приоритет бюджета - развитие инфраструктуры. Средства фонда на развитие инфраструктуры будут неприкосновенны. Иначе - тупик". Об этом сообщает "Деловой Петербург".

В субботу губернатор Валентина Матвиенко проинспектировала городские трамвайные парки, предписав неэффективным трамвайным маршрутам покинуть центр города. Территория освободившихся трампарков должна превратится в выгодные инвестиционные объекты. "Оптимизацию трамвайного хозяйства", на которой настаивает губернатор, "Коммерсантъ-СПб" называет утопией. Председателю комитета по транспорту Александру Дацюку поручено до середины января разработать предложения по развитию трамвайного хозяйства и закрытию неэффективных маршрутов. Ранее в телеэфире А. Дацюк уже обещал к 2010-2015 годам вывести наземный транспорт мегаполиса на общеевропейский уровень. Пока это лишь означает, что полупустым трамваям предстоит переселение из центра в спальные районы для подвоза горожан от метро.

Предложение выставлять на торги землю под строительство АЗС вызвало раскол в Топливном союзе Петербурга. А все потому, что оно касается и пятен, уже прошедших первую стадию процедуры инвестиционно-тендерной комиссии ("о выделении пятна для проведения изыскательских работ"). Инвесторы, получившие пятна, категорически против такого предложения. По данным вице-губернатора Александра Вахмистрова, всего в Петербурге 44 таких участков. Идея губернатора состоит в том, чтобы компании, прошедшие процедуру ИТК, закончили изыскательские работы, собрали все необходимые для строительства АЗС документы и передали потом участки на открытые торги. В случае если победителем торгов станет другая компания, то она компенсирует затраты на подготовку документов. Обычно это 400-800 тыс. рублей. Нефтетрейдеры, имеющие разрешение на изыскательские работы, выступают против таких правил, сообщает "Деловой Петербург".

В Петербурге появились первые жертвы предложенной недавно губернатором схемы "платишь акцизы - получаешь землю под АЗС", добавляет то же издание. ООО "Татнефть-Балтика" было отказано в получении земли под строительство автозаправки. Вместе с тем, это - повод для антимонопольного расследования: новый порядок вступает в противоречие с интересами регионов, где расположены нефтеперерабатывающие заводы. Руководитель Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по СПб и Ленобласти Олег Коломийченко заявил, что его ведомство готово расследовать конфликт. Однако, опрошенные "Деловым Петербургом" нефтетрейдеры спорить, а тем более судиться с правительством города не собираются.

В пятницу руководство Северо-Западного таможенного управления на закрытой коллегии подвело итоги своей работы в уходящем году. Среди главных достижений были названы ликвидация автомобильных пробок на Выборгском направлении, сокращение количества складов временного хранения и массовая сдача сотрудниками зачетов по новому Таможенному кодексу. За 10 месяцев текущего года внешнеторговый оборот Северо-Западного федерального округа составил 22,1 млрд. долларов, что на 28% больше, чем в прошлом году. Объем экспорта составил 12,9 млрд. долларов, импорта - 9,2 млрд. долларов. 96,5% внешнеторгового оборота приходилось на дальнее зарубежье (в первую очередь Нидерланды - 20,8%, Финляндия - 12,3% и Швейцария - 11%). 2003 год стал для СЗТУ достаточно удачным, отмечает "Коммерсантъ-СПб". В 2004 г. таможня сменит приоритеты, добавляет "Деловой Петербург". Если раньше она работала как фискальный орган, и основной задачей было выполнение плана сбора таможенных платежей, то сейчас основная задача - максимальное содействие развитию внешнеторговому бизнесу. "Таможня не должна мешать бизнесменам; должна стремиться к тому, чтобы рос торговый оборот, а значит, увеличивались и поступления в бюджет", - отметили в пресс-службе СЗТУ.

На своем последнем заседании Правительство РФ одобрило в целом Транспортную стратегию Российской Федерации. Документ, который чиновники готовили весь 2003 г., наполнен противоречиями. Декларативный отказ государства от "неоправданного вмешательства в транспортную деятельность" сочетается в нем с желанием Министерства транспорта РФ непосредственно участвовать в создании транспортной инфраструктуры. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

В ближайшее время на петербургский лизинговый рынок планируют выйти сразу несколько страховых компаний. Первой о регистрации дочерней лизинговой компании с уже сформированным портфелем заказов на 10 млн. долларов заявила московская страховая компания "Мегарусс". Соучредителями этой структуры выступят также торгово-промышленные палаты Петербурга и Ленобласти. Выход страховых компаний на рынок лизинговых услуг объясняется двумя причинами. Первая - принятие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Многие компании резко активизировались на этом рынке, и некоторые из них для удержания старой и привлечения новой клиентуры вводят дополнительные услуги - в том числе лизинг автомобилей. Второй причиной является то, что вложения в лизинговый бизнес приносят страховой компании гораздо большие доходы, нежели размещение средств в банках или ценных бумагах. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Северо-Западный банк Сбербанка России - не просто крупнейшее финансово-кредитное учреждение региона, но и самостоятельный рыночный фактор, наличие которого во многом формирует конкурентную среду и определяет элементы стратегии других кредитных учреждений. Стремление Сбербанка к лидерству во всех сегментах рынка банковских услуг заставляет его готовиться к борьбе в максимально напряженных конкурентных условиях. Он создает невидимый барьер для массовой экспансии других банков на рынок услуг для физических лиц: если конкурент не готов инвестировать в сеть, хоть в чем-то сопоставимую со сбербанковской, а также в технологии, позволяющие оказывать розничные услуги с издержками, не превышающими издержки Сбербанка, ему трудно выдержать конкуренцию. С другой стороны, доминирующее положение Сбербанка имеет и позитивный эффект - сразу отсекая от рынка слабых, он задает высокую планку для менеджмента потенциальных конкурентов, оказывая в итоге услугу конечному потребителю финансовых услуг. На страницах еженедельника "Эксперт Северо-Запад" приводится интервью с Леонидом Шацем, председателем Северо-Западного Сбербанка, в котором освещены аспекты и перспективы деятельности банка в регионе.

"ПетерСтар", крупнейший в Петербурге альтернативный оператор телефонной связи, стал лауреатом всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия", организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой России и Экспертным институтом РСПП при поддержке правительства РФ. "ПетерСтар" был удостоен премии в номинации "За наиболее высокую финансовую эффективность". За 9 месяцев 2003 года выручка "ПетерСтара" выросла, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти на 13% и превысила 46,2 млн. долларов. По итогам 2002 года выручка компании составила 56 млн. долларов, причем "объем средств, направленных "ПетерСтаром" на выплату дивидендов, увеличился на 30%. Среди других лауреатов "Лучшие российские предприятия" - РАО "ЕЭС России", АО "Лукойл", АО "Северсталь", пивоваренная компания "Балтика", мебельная компания "Шатура" и другие, сообщает еженедельник "Дело".

В Петербурге продолжают строить подводные лодки для Китая. Уже в январе на одну из собираемых на ФГУП "Адмиралтейские верфи" субмарин будет установлена система навигации, разработанная петербургским ЦНИИ "Электроприбор". Всего по контракту с китайскими ВМС институт получит не менее 30 млн. долларов, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Рынок алкоголя впадает в депрессию, сообщает "Деловой Петербург". Декабрь, несмотря на предновогодний ажиотаж, может стать самым провальным месяцем у производителей водки и ликеро-водочных изделий. В связи с изменением механизма взимания акциза с крепкой алкогольной продукции многие оптовики сократили закупки уже в ноябре, стараясь тем самым свести запасы товара к минимуму. Им выгодней недополучить прибыль в предновогоднюю пору, чем подсчитывать убытки после праздников.

Новгородское ООО "Джойко", дочернее предприятие испанской The Joyco Group, производитель жевательной резинки Boomer, прекратило выпуск своей продукции и приступило к демонтажу оборудования. Предприятие, в которое в 2000 г. было инвестировано 8 млн. долларов, и выпускавшее ежегодно 2-4 тыс. т. жевательной резинки, продало свое оборудование ООО "Дирол-Кэдбери". О причинах закрытия ООО "Джойко" в Великом Новгороде официальных комментариев не поступало. Вместе с тем известно, что за последние годы доля потребления "bubble gum" снизилась с 25 до 12%. Как считают аналитики, уменьшение связано с маркетинговыми и рекламными просчетами, которые привели к стереотипу низкокачественного товара. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

В минувшую пятницу в Петербурге после 30-летнего перерыва открылся Центральный музей связи имени А. Попова. Помимо 8 миллионов почтовых марок, сотен почтовых ящиков, уникальных космических аппаратов там можно увидеть и первый мобильный телефон, изобретенный в России в 1964 году. Свой музей открыли и энергетики: в головном офисе ОАО "Ленэнерго" начала работу экспозиция, приуроченная ко Дню Энергетика. Посетители познакомятся как с историей компании, так и с историей развития отрасли в целом. Об этом сообщает "Смена".