Здание Музея «Дорога Жизни» в деревне Кобона (Кировский район Ленбласти), сгоревшее пять лет назад, полностью восстановлено по чертежам оригинала. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM , открытие его состоялось сегодня, 9 сентября, при большом стечении народа — представителей разных поколений: от малых детей до глубоких стариков.

«На одной из первых встреч в 2012 году, когда я стал губернатором, меня ветераны спросили: как же так, наш музей, сгоревший два года назад, до сих пор не восстановлен. Мы сдержали слово, и сегодня он начинает свою работу», — отметил, обратившись к собравшимся временно исполняющий обязанности главы региона Александр Дрозденко. Он напомнил, что отреставрирован и находящийся поблизости храм, в котором в годы войны находился эвакопункт.

По словам директора музея-заповедника Бориса Пылева, пять лет назад многим казалось, что шансов восстановить сгоревшее здание нет, «но музейщики — оптимисты, и наши надежды оправдались».

В отремонтированном здании открылась постоянно действующая выставка, посвященная «Дороге жизни», на которой представлены дневники свидетеля тех событий Симона Гельберга. Можно увидеть здесь также документы и фотографии из Центрального государственного архива кинофотодокументов, предметы из частных коллекций.

На реставрацию музея, создание экспозиции и благоустройство было потрачено более 49,3 млн рублей — деньги выделены из областного бюджета.

Напомним, музей «Дорога Жизни» в деревне Кобона (Кировский район Ленбласти ) вошел в состав музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» на правах филиала в 1988 году. В здании музея также находилась и экспозиция, посвященная поэту Александру Прокофьеву — уроженцу этих мест.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , музеи Дороги жизни и Александра Прокофьева сгорели в деревне Кобона (Кировский район Ленобласти) в ночь с 13 на 14 мая 2010 года. Экспозиции располагались в доме дореволюционной постройки. Пожар начался из-за неисправной электропроводки в зале блокадной экспозиции. Сохранились каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада.

Напомним также, музей Дороги жизни в Кобоне был создан в конце 1980-х годов. Экспозиция в основном состояла из копий документов военных лет. Вместе с ними в огне погиб уникальный макет Ладожского озера.

По оценке сотрудников отдела господдержки культуры, искусства и народного творчества областного комитета по культуре, ущерб от пожара составил 2,5 млн рублей. Здание было обещано отстроить заново.

В августе 2014 года был подписан контракт на ремонтно-реставрационные работы существенно пострадавшим от огня здании. Сумма контракта составила более 30 млн рублей.

Деревня Кобона расположена в 95 километрах от Санкт-Петербурга при впадении реки Кобоны в Ладожское озеро. В 1896−1898 годах на средства ладожских купцов на берегу реки построили двухэтажное здание трехклассной сельской приходской школы. Ее посещали дети многих рыбаков и среди них будущий поэт-романтик Александр Прокофьев. Он родился в 1900 году в многодетной крестьянской семье. Уже в начальной школе начал писать стихи.

В конце восьмидесятых годов ХХ столетия в здании школы был открыт мемориальный музей поэта и Дороги жизни, посвященный событиям 1941−1944 годов.

В годы блокады Ленинграда рыбацкая деревня Кобона стала важнейшим пунктом эвакуации населения и продовольственным портом на Ладожском озере. Для эвакуированных приспособили не только помещения двухэтажной школы и сельсовета (каменная караулка), но и здание старинной Никольской церкви.

Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941-42 годов в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда было эвакуировано около полумиллиона человек.

Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942−43 годов от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.