Развитие Санкт-Петербурга зависит от личности губернатора настолько, что определять долгосрочную перспективу бессмысленно. Такое мнение высказал руководитель УК «Теорема» Игорь Водопьянов на урбанистической конференции из серии «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен», которая проходит в шести городах России в 2015 году.

Большинство экспертов пленарного заседания в обсуждении перспектив развития Петербурга указывали на необходимость долгосрочного планирования на уровне двух федеральных субъектов, и переговоров на муниципальном уровне для решения проблем локальных.

Единственный представитель крупного бизнеса — заместитель президента — председателя правления ПАО «Банк ВТБ» Михаил Осеевский — задал тон дискуссии, заявив, что при составлении Генплана важно понимать экономический аспект развития мегаполиса: чем будут заниматься люди, которые будут жить в городе через 20 лет. Речь идет не только о жителях Петербурга — пора переходить за границы отдельных городов и думать о развитии более широких агломераций. В качестве примера Михаил Осеевский привел Калугу и Владимир, которые, думая о моделях своего развития, учитывают близость к Москве и Московской области и стремятся стать частью большего экономического объединения.

С тем, что город давно вышел за пределы своих границ, согласен и декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков. Однако в качестве ключевого звена в развитии пограничных территорий эксперт предложил муниципальную кооперацию. Конечно, такая идея вызывает скепсис — в России слабо развито муниципальное управление. Однако, как показывает мировой опыт, подобная кооперация везде идет тяжело, поскольку это политический процесс. Тем не менее, этот подход позволил бы сэкономить на масштабе. В пример Алексей Новиков привел Францию, которая состоит из 3 тыс. муниципалитетов, один из которых — Париж. Муниципальные власти договорились взять на себя решение транспортных и некоторых других вопросов, которые труднее решить административными методами.

Сейчас контакт между муниципалитетами двух субъектов не налажен, считает руководитель департамента экономического анализа и исследований «Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Колесова. Эксперт согласна, что, например, вопрос развития велодорожек вполне можно было бы спустить на уровень муниципалитетов, при этом общее развитие дорожной сети останется на городском или областном уровне.

Евгения Колесова особо отмечает, что Большому Петербургу нужна единая транспортная система. И отсутствие такой системы подчеркивает, что развитие города сегодня в градостроительном плане и экономическом проходит параллельно, а эти параметры нужно совмещать. Так, туристические границы Петербурга, которые сегодня ограничены центром, нужно расширять. Визуальный образ Петербурга — это не только его центр, рано или поздно придется работать со спальными районами (и лучше начать раньше).

Помочь развить эту территорию могли бы инвесторы, но некоторые опасаются коммерциализации проектов. Рано или поздно инвестор превращает парк в торговый центр, музей — в коммерческую галерею, заявил генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев. Он считает, что важно развивать общественную инфраструктуру, тем более, что город перешел от экстенсивного к интенсивному развитию, и многие крупные инвестиционные проекты свернуты, а в массовой жилой застройке девелоперы сталкиваются с проблемами. По мнению Дениса Леонтьева, город — это пространство обмена. «Обмен происходит в общественной инфраструктуре — это тот скелет, вокруг которой возникают мышцы, мускулы и иногда даже жирок», — заявил директор «Стрелки».

Но все планы, все размышления на перспективы напрасны, если развитие города зависит от одного человека — губернатора Петербурга. Именно так считает руководитель УК «Теорема» Игорь Водопьянов. «Развитие Петербурга зависит от личности губернатора настолько, что определять долгосрочную перспективу бессмысленно», — заявил он.

«Георгий Полтавченко обладает даром провидца, поэтому он стал сворачивать проекты, которые были согласованы при Валентине Ивановне (Матвиенко), кроме тех, которые уже были запущены», — заявил Игорь Водопьянов, намекая на способность Георгия Полтавченко предвидеть кризис. Он добавил, что что бы сейчас ни обсуждали по стратегии развитии города, по сути, стратегия сегодня одна — достроить стадион на Крестовском острове и кое-как провести чемпионат мира по футболу. «Если мы округлим сумму строительства стадиона до 40 млрд руб., то получится, что на эти деньги можно было бы построить примерно 160 детских садов. Но — что поделать — сегодня главной ценностью является футбол», — заявил спикер.

Взаимодействие между деревней и городом, как Игорь Водопьянов назвал работу между территориями Петербурга и Ленобласти, — заключается в вопросе строительства гигантских проектов на границе субъектов. При этом обилие законотворческой работы также нивелирует долгосрочные планы. «Сначала был ПЗЗ (правила землепользования и застройки), потом решили сделать РНГП (региональные нормы градостроительного проектирование), и никто не знает, действует РНГП сейчас или нет. Сейчас все ждут НГП, чтобы понять, по каким правилам составлять документы», — заявил Игорь Водопьянов. Таким образом, документация под строительство остается легитимным только год-два, затем все меняется. «Поэтому бизнес и не идет в центр — потому что по закону там ничего нельзя делать. Ну, у государства есть чуть-чуть денег, оно и реставрирует центр потихоньку».

Что касается самого государства, то ни губернатор Георгий Полтавченко, ни вице-губернатор Игорь Албин на форум не пришли. Представителем Смольного выступил первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Борис Гордеев. Он заявил, что обсуждение Генплана на 2018−2043 годы ведется, что касается мастерплана — как называют стратегию пространственного развития — то окончательного решения по его применению в составлении Генплана нет.