Пока московские власти разрабатывают концепцию велосипедного маршрута «Золотое кольцо» и организуют регулярные велопарады, противники выделенных полос для велосипедистов возмущаются и заявляют, что новые дорожки все больше мешают движению автомобилей. Сами же велосипедисты отмечают, что с появлением специально отведенных полос в столице велодвижение стало популярнее, однако городу нужна единая велоинфраструктура, иначе полноценно пользоваться дорожками, пока ведущими «из ниоткуда в никуда», по прямому назначению просто не получится.

ИА REGNUM.
Велосипедная прогулка.

Как заявили корреспонденту ИА REGNUM в Департаменте транспорта, на настоящий момент в Москве обустроено около 180 км велодорожек, из которых около 120 км расположено в природных и парковых зонах, еще около 50 км велотрассы организовали вдоль улично-дорожной сети. Отметим, что первая велодорожка в Москве появилась в 2011 году, тогда же начали открываться станции частного велопроката «Велобайк».

Согласно планам департамента, в июле 2015 года открыли первую велосипедную выделенку. Велополосу общей протяженностью 9 км организовали на Бульварном кольце, на участке от Никитского до Чистопрудного бульвара. «В этом году должны быть реализованы велодорожки в рамках проекта «Моя улица». В список улиц входят Большая и Малая Никитская, Малая Бронная, Мытная, Люсиновская, Новодевичья набережная, Большая Ордынка», — сообщили в департаменте, добавив, что до 2020 года в городе появится велосипедный маршрут «Зеленое кольцо».

«Протяженность составит около 75 км и объединит 15 крупных парков и лесопарков, обеспечит доступ к ним для велосипедистов из прилегающих зон и создаст безопасные велосипедные связи между зелеными зонами и районами города. Маршрут будет проходить через 18 станций метро, 2 станции легкого метро и 6 железнодорожных платформ и обеспечивать и транспортную доступность», — пояснили в ведомстве.

Однако, как считают сами велолюбители, количества велодорожек в столице пока недостаточно, а выделенные линии не всегда доступны для проезда на велосипеде: по ним ходят пешеходы, а водители паркуют на них свои машины. В комментарии корреспонденту ИА REGNUM Ольга Лисицына, часто выезжающая в город на велосипеде, отметила, что организация движения для велосипедистов недостаточно продумана: многие велодорожки проходят мимо въездов во дворы, пересекаются с пешеходными переходами и находятся только в парковых зонах. «Самое странное, что эти велодорожки начинаются и заканчиваются из ниоткуда», — подчеркнула она.

В свою очередь, велосипедист Денис Фролов заявил корреспонденту, что испытывает трудности при перемещении с велосипедом по городу. «У меня проблема была доехать до места старта веломарафона. В метро провозить нельзя. На электричку надо еще добраться. Многие подземные переходы не оборудованы спусками. Да и я считаю, что для велодорожек нужно выбирать места, где небольшая плотность транспортного потока, а не самые оживленные улицы Москвы», — отметил он.

Между тем в вопросе необходимости развития городской инфраструктуры мнения экспертов разошлись. Как ранее заявлял сопредседатель Московского штаба ОНФ, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, от велодорожек в Москве нужно и вовсе отказаться, так как они мешают движению автомобилей и пешеходов. «Не так много людей пользуются этими велодорожками, но ради них уменьшают проезжую часть. А это ухудшает и без того непростую ситуацию на столичных дорогах», — приводит его слова пресс-служба ОНФ.

Научная велообщественность, напротив, считает, что Москве нужен экологичный транспорт, поэтому нужно создавать все условия для удобного перемещения велосипедистов. По мнению сотрудника ЦНИИП велотранспорта им. М. Валфиуса, секретаря веломобильного центра Геннадия Суздальцева, велодорожек должно быть больше."В принципе, для такого мегаполиса, как Москва, — это существенно мало. Для примера мы всегда рассматриваем Хельсинки. Там на 1 млн жителей 1200 км велосипедных дорожек сделано. Там велопользователи имеют равные права на территории города с целью безопасного перемещения из района в район по реализации своих целей поездок», — заявил Суздальцев корреспонденту ИА REGNUM.

Он подчеркнул, что велоинфраструктура в городе далека от идеала: «Единой среды обитания для велопользователей сейчас нет. Сейчас проблема в том, что правительство вроде отдало эту работу на префектуры и муниципалитеты, а они не знают, как это дело делать, создавать единую сеть». По мнению Суздальцева, для решения проблемы необходимо наладить диалог с экспертным сообществом, но власти не идут на контакт. «Нас не приглашают, когда формируются планы, на контроль и исполнение. Вопрос контроля от грамотной велообщественности не стоит», — подчеркнул он.

О странном принципе организации велосети в городе корреспонденту ИА REGNUM заявил и заведующий отделом экологической безопасности на транспорте Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ») Юлий Кунин. По его словам, на данный момент велодорожки в столице построены по «островному принципу».

«Сейчас я вижу фрагменты каких-то дорожек, которые не складываются в сеть. В основном их можно использовать для туризма, отдыха и для рекреационных целей. Например, надо поехать из одной части города в другую или даже в соседний транспортный район, но, если внутри района можно проехать с риском для жизни и неудобно, то между районами таких надежных связей нет. Эти связи желательно для велосипедистов сделать не вдоль дорог и не в виде велополос по дорогам, где большой трафик движения», — подчеркнул Кунин, отметив, что развитию велотранспорта в городе уделяют внимание в основном с целью пиара и по принципу наименьшего сопротивления.

«То есть делают то в первую очередь, что произведет впечатление на общественность положительное. Там, где действительно это делается, — да, это меняет облик города. Это делается там, где это удобно, где не нужно перестраивать дорожки в парках. Видовые маршруты есть, но сеть не создают, общую велоинфраструктуру», — заключил эксперт.

Президент межрегиональной общественной организации «Велотранспортный союз» Игорь Налимов рекомендует обратиться к европейскому опыту организации велодорожек. Например, учесть наработки Франции и Финляндии, где над удачной концепцией велодвижения работали годами. В Москве же, по его мнению, необходимо и дальше готовить и развивать инфраструктуру, в частности, построить велодорожки вдоль набережных рек и железнодорожных путей. «То, что уже делается, — это уже большой шаг. По сравнению с другими городами Москва лидирует по количеству и длине велодорожек и, конечно, по сервису. Главное, что имеется поддержка от города», — заключил он.