Ереванский аэропорт – самый дешевый столичный аэропорт в Закавказье

Средняя стоимость обслуживания одного пассажира в Ереване составляет $45, в аэропорту Шота Руставели — $51, а в аэропорту Гейдара Алиева — $79

Иосиф Кубатьян, 8 сентября 2015, 09:00 — REGNUM  

Многие годы в Армении принято считать, что одной из основных проблем дороговизны авиационных перевозок являются дорогие услуги главного аэропорта страны «Звартноц», которой управляет компания «Международные аэропорты «Армения» (владелец компании — аргентинский армянин Эдуардо Эрнекян).

В большей части это представление было введено в оборот собственником компании «Армавиа» (обанкротившийся армянский перевозчик), который тем самым пытался объяснить неудачи своей компании. Что это ошибочное и беспочвенное утверждение можно понять на основе небольшого обзора стоимости услуг в аэропортах ряда иных стран, которое подготовило ИА REGNUM.

Для чистоты «эксперимента» за основу нами была взята стоимость обслуживания в аэропортах самого распространенного среди региональных перевозчиков типа воздушного судна — «Эйрбас А320» с почти максимальной загрузкой в 130 пассажиров. В этих же целях мы рассматривали как главные аэропорты трех закавказских республик, так и сопоставимые по пассажиропотоку с «Звартноцом» иные аэропорты. Кроме того, в Армении часто любят сравнивать цены на авиаперелеты с тбилисским аэропортом имени Шота Руставели, поскольку авиабилеты в Грузии зачастую стоят дешевле, чем в Армении. В связи с этим граждане Армении часто пользуются аэропортом Тбилиси.

Итак, аэропорт «Звартноц» в 2014 году обслужил немногим более 2 млн пассажиров, тбилисский — 1 млн 575 тыс., а бакинский — 2,9 млн. Стоимость обслуживания ВС типа «Эйрбас А320» со 130 пассажирами на борту в ереванском аэропорту обходится $5 903, в тбилисском — $6 664, а в бакинском — и вовсе $10 323 (несмотря на существенно большие объемы пассажиропотока). Эти цифры приведены без учета местных госпошлин и стоимости заправки топливом, которые в услуги аэропортов не входят. Если пересчитать стоимость обслуживания на 1 пассажира, то получится, что средняя стоимость обслуживания одного пассажира в Ереване составляет $45, в аэропорту Шота Руставели — $51, а в аэропорту Гейдара Алиева — $79.

В действительности обслуживание в ереванском аэропорту самое дешевое в числе главных аэропортов трех закавказских республик. Другое дело, что к стоимости обслуживания аэропорта «Звартноц» необходимо приплюсовать государственную пошлину на вылет (в народе — «налог на воздух») в размере порядка $20. Тогда получается, что для авиакомпаний один пассажир в Армении обходится в размере $65. Но это уже проблема не частной компании, а государства. К тому же, с пошлиной пассажир в Армении обходится авиакомпании дороже, чем в Тбилиси, но дешевле, чем в Баку. Это если не считать (по известным причинам) копеечной стоимости топлива в бакинском аэропорту. Но заправляться на месте самолетам не обязательно, ведь в Ереван осуществляются короткие рейсы, для которых дозаправка не обязательна.

Это что касается сопоставимых по потоку с «Зварноцом» аэропортов. А при увеличении пассажиропотока соответственно снижаются затраты на их обслуживание и цены. Так, в аэропорту «Ататюрка» в Стамбуле с объемом в 56,7 млн пассажиров (в 2014 году) стоимость обслуживания рассматриваемого нами борта составляет всего $4,4 тыс., в московском «Шереметьево» (31,5 млн) — $5,4 тыс., в Минске (2,6 млн — сопоставим по количеству с ереванским) — $5,9 тыс.

Но не всегда большие потоки пассажиров приводят к снижению цен. К примеру, в аэропорту Шарля де Голля с потоком 63,8 млн ежегодно стоимость обслуживания «нашего» борта стоит $10,4 тыс., в Вене (22,5 млн) — $7,4 тыс., в Мюнхене (39,7 млн) — $6,3 тыс.

Самые дешевые аэропорты из нами рассматриваемых оказались в Талине (2 млн пассажиров) — $3,7 тыс., Киеве (8 млн) — $4,9 тыс. и Загребе (2,4 млн) — $5 тыс.

Что мы имеем в итоге? В итоге получается, что цены обслуживания в ереванском аэропорту как раз способствуют низкой стоимости авиаперелетов. И это несмотря на то, что несколько лет назад управляющая компания построила суперсовременный аэропорт для обслуживания до 4 млн пассажиров в год. В некоторой степени цены повышаются из-за госпошлины на авиабилеты. Однако главным образом высокие цены на авиабилеты обусловлены отсутствием собственного авиаперевозчика, идея чего успешно скончалась после перехода Армении к политике «открытого неба». Отсутствие собственного перевозчика способствует тому, что иностранные перевозчики диктуют свои цены на зачастую монопольные услуги.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Нефть дешевеет, бензин дорожает. Странно? Отнюдь!
NB!
24.03.17
Турецкий интерес и американские гарантии в Сирии
NB!
24.03.17
Кто осуществлял политическое прикрытие белорусского Майдана?
NB!
24.03.17
Пока Трамп отвлекся, Маккейн увлекся: ястребиные обещания буйного сенатора
NB!
24.03.17
В Сенат США внесён законопроект о новых санкциях против Ирана
NB!
24.03.17
Югославия-99. Как США разжигали Балканский конфликт
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России