Ереванский аэропорт – самый дешевый столичный аэропорт в Закавказье

Средняя стоимость обслуживания одного пассажира в Ереване составляет $45, в аэропорту Шота Руставели — $51, а в аэропорту Гейдара Алиева — $79

Иосиф Кубатьян, 8 сентября 2015, 09:00 — REGNUM  

Многие годы в Армении принято считать, что одной из основных проблем дороговизны авиационных перевозок являются дорогие услуги главного аэропорта страны «Звартноц», которой управляет компания «Международные аэропорты «Армения» (владелец компании — аргентинский армянин Эдуардо Эрнекян).

В большей части это представление было введено в оборот собственником компании «Армавиа» (обанкротившийся армянский перевозчик), который тем самым пытался объяснить неудачи своей компании. Что это ошибочное и беспочвенное утверждение можно понять на основе небольшого обзора стоимости услуг в аэропортах ряда иных стран, которое подготовило ИА REGNUM.

Для чистоты «эксперимента» за основу нами была взята стоимость обслуживания в аэропортах самого распространенного среди региональных перевозчиков типа воздушного судна — «Эйрбас А320» с почти максимальной загрузкой в 130 пассажиров. В этих же целях мы рассматривали как главные аэропорты трех закавказских республик, так и сопоставимые по пассажиропотоку с «Звартноцом» иные аэропорты. Кроме того, в Армении часто любят сравнивать цены на авиаперелеты с тбилисским аэропортом имени Шота Руставели, поскольку авиабилеты в Грузии зачастую стоят дешевле, чем в Армении. В связи с этим граждане Армении часто пользуются аэропортом Тбилиси.

Итак, аэропорт «Звартноц» в 2014 году обслужил немногим более 2 млн пассажиров, тбилисский — 1 млн 575 тыс., а бакинский — 2,9 млн. Стоимость обслуживания ВС типа «Эйрбас А320» со 130 пассажирами на борту в ереванском аэропорту обходится $5 903, в тбилисском — $6 664, а в бакинском — и вовсе $10 323 (несмотря на существенно большие объемы пассажиропотока). Эти цифры приведены без учета местных госпошлин и стоимости заправки топливом, которые в услуги аэропортов не входят. Если пересчитать стоимость обслуживания на 1 пассажира, то получится, что средняя стоимость обслуживания одного пассажира в Ереване составляет $45, в аэропорту Шота Руставели — $51, а в аэропорту Гейдара Алиева — $79.

В действительности обслуживание в ереванском аэропорту самое дешевое в числе главных аэропортов трех закавказских республик. Другое дело, что к стоимости обслуживания аэропорта «Звартноц» необходимо приплюсовать государственную пошлину на вылет (в народе — «налог на воздух») в размере порядка $20. Тогда получается, что для авиакомпаний один пассажир в Армении обходится в размере $65. Но это уже проблема не частной компании, а государства. К тому же, с пошлиной пассажир в Армении обходится авиакомпании дороже, чем в Тбилиси, но дешевле, чем в Баку. Это если не считать (по известным причинам) копеечной стоимости топлива в бакинском аэропорту. Но заправляться на месте самолетам не обязательно, ведь в Ереван осуществляются короткие рейсы, для которых дозаправка не обязательна.

Это что касается сопоставимых по потоку с «Зварноцом» аэропортов. А при увеличении пассажиропотока соответственно снижаются затраты на их обслуживание и цены. Так, в аэропорту «Ататюрка» в Стамбуле с объемом в 56,7 млн пассажиров (в 2014 году) стоимость обслуживания рассматриваемого нами борта составляет всего $4,4 тыс., в московском «Шереметьево» (31,5 млн) — $5,4 тыс., в Минске (2,6 млн — сопоставим по количеству с ереванским) — $5,9 тыс.

Но не всегда большие потоки пассажиров приводят к снижению цен. К примеру, в аэропорту Шарля де Голля с потоком 63,8 млн ежегодно стоимость обслуживания «нашего» борта стоит $10,4 тыс., в Вене (22,5 млн) — $7,4 тыс., в Мюнхене (39,7 млн) — $6,3 тыс.

Самые дешевые аэропорты из нами рассматриваемых оказались в Талине (2 млн пассажиров) — $3,7 тыс., Киеве (8 млн) — $4,9 тыс. и Загребе (2,4 млн) — $5 тыс.

Что мы имеем в итоге? В итоге получается, что цены обслуживания в ереванском аэропорту как раз способствуют низкой стоимости авиаперелетов. И это несмотря на то, что несколько лет назад управляющая компания построила суперсовременный аэропорт для обслуживания до 4 млн пассажиров в год. В некоторой степени цены повышаются из-за госпошлины на авиабилеты. Однако главным образом высокие цены на авиабилеты обусловлены отсутствием собственного авиаперевозчика, идея чего успешно скончалась после перехода Армении к политике «открытого неба». Отсутствие собственного перевозчика способствует тому, что иностранные перевозчики диктуют свои цены на зачастую монопольные услуги.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail