«Программу по литературе обновлять надо, но не за счёт классики»

Чувашские филологи считают, что надо использовать электронные книги и включать блок современной литературы, начиная с 5 класса. При этом учителя против исключения годовых тематических планов и единых учебников

Чебоксары, 7 сентября 2015, 14:15 — REGNUM  Чувашские учителя считают, что обновлять программу по литературе нужно, но выступают против единого учебника по русскому языку и литературе в школах. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказали ряд филологов, комментируя предлагаемые новые подходы в преподавании гуманитарных предметов.

Заведующая кафедрой русского языка и литературы Чувашского республиканского института образования (ЧРИО) Валентина Домрачева отметила, что ранее у филологического сообщества было «много нареканий по поводу примерной программы, которая якобы является обязательной для всех». «Но такая программа должна быть. Во-первых, у нас единое образовательное пространство. Во-вторых, в ней есть вариативная и инвариантная (обязательная) части. Вариативная составляющая — это то, что вносит учитель в зависимости от того, с каким классом он работает, в зависимости от особенностей региона и культуры. Поэтому не согласна с тем, что это будет как догма», — высказала мнение Валентина Домрачева, говоря о новых подходах к преподаванию русского языка и литературы.

Завкафедрой русского языка и литературы ЧРИО также поддержала московских коллег в том, что необходимо обновлять программу по литературе, но делать это не за счёт исключения классики, а использования разных инструментов домашнего чтения — в частности, интернета и электронных книг: «На электронных носителях дети читают лучше, им так удобнее. Главное, чтобы они начали читать, а потом они уже выберут свою книжную полку». Валентина Домрачева также солидарна в том, что должен быть «очень серьёзный блок современной литературы», которая сегодня представлена не столь объёмно из-за перегруженной программы и наличия в регионах своей специфики, региональной литературы. «Но всё равно должны быть какие-то обзорные лекции по современной литературе и дополнительная внеурочная деятельность по предмету, причём начиная с пятого класса и вместе с родителями», — полагает Валентина Домрачева.

Говоря о спорных моментах, завкафедрой русского языка и литературы ЧРИО подчеркнула необходимость рабочих учебных программ (планирование системы уроков на год вперёд). «Другое дело, что не нужно прописывать все детали, доходя до абсурда — например, дату проведения уроков, домашнее задание», — считает Валентина Домрачева. Она также выразила несогласие с тем, что в школах недостаточно ведётся работа по развитию творческих способностей учащихся: «Что касается филологов, то у нас здесь и поле деятельности огромное, и содержание предмета. Хотя однозначно нельзя сказать, что абсолютно во всех школах такая ситуация. Наверное, где-то есть».

Валентина Домрачева также высказалась против введения единого учебника по русскому языку и литературе, выступив за «разумную примерную программу», в которой вариативная часть должна составлять как минимум 30%, а не 10−12%.

Коллегу поддержала заведующая чебоксарской школы № 62 Людмила Данилова, подчеркнув, что русский язык и литература — в числе самых творческих предметов, которые «работают над душой человека». И поэтому предметы нельзя сливать в один, как и создавать единый учебник: «Если мы соединим, то, наверное, больше всего пострадает литература, которая раз формирует духовно-нравственные качества человека, его отношение к родине, человеку, толерантное отношение». Учитель также высказалась о необходимости годового планирования по предметам. «Особенно это нужно для учителей по литературе и русскому языку, которые в большинстве своём творческие личности и могут так увлечься, что далеко уйдут от тематического плана и федерального стандарта. Поэтому планирование необходимо, чтобы не сбиться с курса», — уверена Людмила Данилова.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, учебники русского языка и литературы для школ РФ могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания, заявила первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк в ходе заседания рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. По ее словам, с учетом разрабатываемой концепции могут быть также скорректированы федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы преподавания русского языка и литературы для школ. Кроме того, в Москве в ходе заседания рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах были представлены основные подходы к преподаванию этих предметов. Рабочую группу возглавляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Сами обсуждения необходимы в связи с внесением в нижнюю палату парламента законопроекта о создании на основе федеральных образовательных госстандартов базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по русскому языку и литературе, а также по математике и истории России.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail