Армения отказывается от национального суверенитета

Последствия проекта новой Конституции Армении

Эдуард Мамиконян, 6 сентября 2015, 20:50 — REGNUM  

3 сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян объявил о решении республи­ки вступить в Таможенный союз ЕАЭС. А уже на следующий день — 4 сентября 2013 года Саргсян подписал Указ о проведении конституци­онной реформы, в рамках которого была создана специальная рабочая группа, которая совместно с т.н. Венецианской комиссией составила проект новой Конституции Армении.

Возможно, что последовательность вышеуказанных дат чистая случайность и не имеет под собой какого-либо контекста, но как говорил товарищ Сталин, если случайность имеет политические последствия, то к такой случайности нужно присмотреться. А присмотреться есть к чему. Если предложенный проект новой Конституции будет принят, то Армения в самых жестких формах будет привязана к западным политическим и идеологическим институтам и дальнейшая интеграция республики в структуры ЕАЭС окажется весьма проблематичной в связи с несовместимостью предполагаемой экономической и политической системы Армении и других стран ЕАЭС. Да и в самом тексте новой Конституции (ст.203) указано, что любое присоединение страны к международным наднациональным организациям возможно только через референдум. А проведение референдумов в крайне обнищавшей стране проблемно. И думаю, что всем понятно — для Армении присоединение к международным наднациональным организациям реально только в рамках ЕАЭС. Нас нигде больше не ждут. У меня нет сомнений в том, что Европа хочет взять реванш за свой провал в проекте Восточного партнерства и возможно на Армении опробовать новый вариант «цветной революции» через юридические манипуляции — без митингов и других дорогостоящих акций.

Дело в том, что текст проекта новой Конституции Армении представляет из себя гремучую смесь крайнего либерализма, отказа от национального суверенитета, западной интерпретации прав и свобод человека и очень своеобразного квазипарламентаризма и несомненно направлен на изменение цивилизационной парадигмы страны.

Армения отказывается от национального суверенитета путем отказа от государственной собственности даже на недра и водные ресурсы. Отказывается от государственного участия в экономической деятельности. Иностранцам и лицам без гражданства разрешается приобретение собственности на землю. Видимо авторы проекта или не понимают чем это грозит или целенаправленно пытаются пауперизировать население и в каких-то целях вытеснить его с мест постоянного проживания. Рабочая группа по конституционной реформе совместно с Венецианской комиссией позаботилась и о разработке механизмов внешнего управления. По новой Конституции Армения берет на себя обязательства по приоритетному применению международных правовых норм, в том числе и тех, которые страной не ратифицированы. В вопросах интерпретации содержания основных прав человека признается обязательной интерпретация тех международных структур в которых участвует Армения. Совершенно очевидно, что речь может идти о таких структурах как ОБСЕ и Страсбургский суд. Удивительно, но Армения легализует инструмент колоссального давления на государство и общество по таким чувствительным вопросам как карабахская проблема и еврогендерные интриги. Если к этому добавить, что проект устанавливает и базу для т.н. ювенальной юстиции становится понятным, что осуществляется попытка радикального переформатирования общества на базе совершенно чуждых для населения ценностных критериях, что или вызовет социальный взрыв или максимально ускорит эмиграцию населения страны.

Проектом предусмотрена удивительная система государственной власти — номинальный Президент и обладающий всеми полномочиями Парламент. Система формирования Парламента устроена так, что одна партия обладает гарантированным большинством, что позволит правящей партии проводить нужную ей политику. Именно партии, а не ее парламентской фракции. Напоминает КПСС, но без социальных обязательств и демократического централизма. Видимо такая система привлекательна тем, что гарантирует стабильное пребывание во власти правящих кланов и конечно она достаточно мобильна при принятии решений, но такая система очень уязвима для критики как внутри страны, так и для внешних игроков, которые получат возможность указывать на «недемократичность» системы и оказывать давление на власть во всех тех случаях, когда она попробует вести себя самостоятельно.

В настоящее время проект новой Конституции передан для обсуждения в Национальное Собрание Армении и если текст будет одобрен, то он будет выставлен на референдум. Пока в республике идет обсуждение проекта. Лидеры многих парламентских партий уже выразили свое восхищение предложенным текстом, хотя уклоняются от его анализа.

Пикантность ситуации заключается в том, что ныне правящая Республиканская партия и одна из ведущих партий Армении — «Дашнакцутюн» идеологически придерживаются фундаментальных национальных и даже националистических принципов, а «Дашнакцутюн» еще и социалистическая партия. И когда лидеры этих партий одобряют проект, который отрицает национальные ценности, не говоря уже об отрицании социализма, то для парламентариев от этих партий возникает опасность когнитивного диссонанса.

Хотя мнение народа, включая рядовых членов партий, вышедших на референдум важнее психического состояния руководителей партий, кланов, пятых колонн и евроэнтузиастов. А еще надо приложить все усилия, чтобы референдум, если он состоится, прошел в условиях не допускающих подлог итогов голосования. Сегодня для нас актуален лозунг испанской революции — No pasaran.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.