Самый громкий в истории современной Эстонии коррупционный скандал, в центре которого оказались портовые бизнесмены и правящие партии показал: проблемы постсоветского пространства в равной степени характерны и для стран Прибалтики, как бы это не пытались отрицать политические элиты. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал доктор экономических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич.

«Я ль на свете всех милее?» Цитата из м/ф «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Союзмультфильм, реж. И. Иванов-Вано, 1951)

«За нынешние 24 года (с момента обретения прибалтийскими республиками независимости — прим. ИА REGNUM) Рига, Таллин и Вильнюс старались совершить невозможное. Старались обмануть географию. Старались, находясь рядом с нами, рядом с Польшей, Белоруссией, оказаться где-то между Австралией и Новой Зеландией, — считает Николай Межевич. — Все, связанное с постсоветским менталитетом в экономике, политике отвергалось и критиковалось как непригодное для Эстонии, Латвии и Литвы». Сегодня, по мнению эксперта, стало очевидно, что разговоры о том, что в Таллине не возможна коррупция — бессмысленны. «Мы с вами с некоторым удивлением наблюдаем — подчеркиваю: некоторым — что ничего оригинального, нового в эстонской модели нет», — комментирует профессор. С экономической точки зрения, объяснил он, если рассматривать соотношение звучащих цифр по коррупционной составляющей в деятельности руководителей Таллинского порта и величины ВВП Эстонии, то коррупция в стране превосходит аналогичное явление в крупных европейских странах. «Получается, никуда Эстония не ушла. Те проблемы, с которыми столкнулись все мы от Душанбе до Минска — эти проблемы в такой же степени характерны для Эстонии, Латвии и Литвы», — делает вывод эксперт.

Особо стоит отметить, что в скандале оказался еще и политический подтекст: деньги из портовой госмонополии шли на финансирование деятельности правящих политических партий — Реформистской и Союза правых партий «Отечество — Республика». «Коррупция экономическая быстро и плавно перетекала в коррупцию политическую. (…) Это никого не удивило, если бы речь шла о России, или Южной Корее, или Италии. Все эти проблемы были на слуху. То, что Эстония, Латвия оказались ближе не к Финляндии и Швеции, а скорее к Болгарии и Румынии — вот это оригинально», — подчеркнул Николай Межевич.

Напомним, что о коррупционных делах в Таллинском порту стало известно в конце августа — 26 числа полицией безопасности (КаПо) были задержаны первые фигуранты дела — член правления ГАО «Таллинский порт» Айну Кальюранд и Аллан Кийль — однако, официальных комментариев властей до сих пор не последовало. «Для официального Таллина признать эту проблему очень сложно. Это фактически расписаться в собственной неполноценности с точки зрения создания экономической модели. Это сказать, что постсоветская Эстония от постсоветской Молдавии никуда не ушла. Если бы такая ситуация произошла в Хельсинки, правительство бы уже «паковало вещи» в отставку. А в Таллине этого, скорее всего, не произойдет», — заключил эксперт.

Отметим, что Таллинский порт — госмонополия, контролирующая пять крупнейших портов республики, которые работают, в основном, на транзите грузов в и из России. Как ранее сообщало ИА REGNUM, по данным полиции безопасности Эстонии, речь идет о неоднократном получении руководством порта крупных взяток размером до 40 тысяч евро. Всего по этому делу арестовано восемь человек. После громких задержаний эстонские СМИ со ссылкой на собственные источники заявили: как минимум 15 последних лет ГАО «Таллинский порт» тайно финансировал из своих средств две правящие партии страны — праволиберальную Реформистскую партию и Союз правых партий «Отечество — Республика». По информации газеты Postimees, «финансовые вливания в целлофановых пакетах» делались небольшими суммами порядка тысячи евро. Генеральные секретари партий получали деньги для поддержки деятельности политиков и в обмен на лояльность правящих властей к предприятию и его руководству.