7 сентября Москву с рабочим визитом посетит президент Армении Серж Саргсян. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. В ходе переговоров со своим российским коллегой Владимиром Путиным он обсудит «вопросы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве». Обозначим несколько важных деталей.

trueinform.ru

Интенсивный политический диалог между лидерами двух государств, членами ОДКБ и Евразийского союза (ЕАЭС), носит естественный характер. Как заявил (в апреле 2015 года) в интервью журналу «Международная жизнь» глава МИД РА Эдвард Налбандян, помимо того, что «для Армении интегрированность в ЕАЭС является дополнительным стимулом для развития национальной экономики, Армению и Россию связывают отношения союзнического взаимодействия по всему спектру межгосударственного сотрудничества». Это — в широком смысле. В узком — Армения географически не столь удалена от зоны драматических событий, происходящих на Ближнем Востоке. После того, как Турция присоединилась к возглавляемой США международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ — структура, запрещенная в России) и стала наносить авиаудары по позициям курдов и террористов ИГ в Ираке и Сирии, в юго-восточных вилайетах страны Рабочая партия Курдистана (РПК) развернула войну против центральных властей.

Как пишет азербайджанский портал Haggin. az, который ранее не был замечен в антитурецкой позиции, «Анкара вступила на путь, ведущий в ад», а «ближневосточная игра с её многополярными угрозами реально обросла параметрами большой войны с такой тревожной составляющей, как борьба курдов за самоопределение», а «ИГ вынесло приговор всем без исключения исламистам, кто не разделяет его целей». Говоря иначе, приграничные с Арменией турецкие территории превращаются в театр военных действий, а вся территория нынешней Турции в планах ИГ обозначена в виде зоны её стратегических интересов.

Как отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, «Кавказ — это мост, связывающий кризисы на Ближнем Востоке и на Украине «в одну большую дугу», которая полностью охватывает западные и юго-западные границы России и отрезает её от Европы».

Пока же Вашингтон обратился к живущим в Турции американским военнослужащим и дипломатам с призывом покинуть страну. Пресс-секретарь Пентагона Питер Кук уточнил, что «просьба касается граждан США, проживающих на базе «Инджирлик» и в консульстве США в городе Адана», а в качестве основной причины для отъезда назвал «ужесточение борьбы» с террористами из «Исламского государства». Пока только теоретически можно предполагать наличие у ИГ планов по втягиванию Армении, а через неё и Россию в углубляющийся хаос на Ближнем Востоке. Хотя посол России в Армении Иван Волынкин уже заявил, что «Исламское государство» является также угрозой и для Армении». Достаточно вспомнить, как террористические группировки, связанные с «Аль-Каидой», устроили нападение на расположенный на сирийско-турецкой границе город Кесаб, населённый преимущественно армянами. Не случайно начальником Пограничного управления ФСБ России в Армении был назначен переведенный из Таджикистана генерал-майор Анатолий Михеев.

Что касается Азербайджана, то на днях о планах ИГ в его отношении рассказал первый вице-президент Афганистана генерал Абдул Рашид Дустум. Ранее об этом сообщало и агентство IRNA, отмечая факт присутствия на территории АР так называемых такфиристских группировок.

Логичным выглядит и тот факт, что визит в Москву Саргсяна состоится вслед за «неожиданным» визитом в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова. А заявленная переговорная повестка Путина и Саргсяна не имеет принципиальных отличий от той, которую отработал в Азербайджане Лавров. Более чем вероятно, что в ходе встречи главы России и Армении в той или иной форме затронут проблемы карабахского урегулирования. Но в каком аспекте? Речь, похоже, будет идти о том, чтобы карабахский конфликт не воспринимался как «этноконфессиональный», что в складывающей межконфессиональной конъюнктуре на Большом Ближнем Востоке может завести в тупик все попытки его политико-дипломатического урегулирования.

Во-вторых, необходимо добиться прекращения вооруженных стычек на линии противостояния конфликтующих сторон, чего также добиваются сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Наступает тот самый момент, когда есть все шансы находить взаимоприемлемые решения по существующим проблемам.