«Цена на нефтепродукты у нас несколько выше, чем в России, но при этом существенно ниже, чем в странах Прибалтики, Польше, на Украине. Это вопрос многопрофильный», — заявил 2 сентября зампред белорусского госконцерна «Белнефтехим» Виталий Павлов, комментируя ситуацию на топливном рынке постсоветской республики.

По словам Павлова, при формировании цен на автомобильное топливо учитывается «экономическая, и валютная составляющие, уровень цен в сопредельных государствах». Он отметил: «В прошлом году было принято решение о привязке маркерного вида топлива к доллару, но анализ показал, что это решение эффективно при условии стоимости барреля нефти минимум $80. Ситуация, которая складывается сейчас в экономике Белоруссии и соседних стран, на валютном рынке, не позволяет работать по такому принципу».

По словам Павлова, уже осуществлена «отвязка» цены моторного топлива от доллара США. Последнее подорожание было зафиксировано на АЗС Белоруссии 13 января 2015 года — тогда розничные цены на бензин и дизельное топливо выросли в среднем на 4,7%.

Бензина на внутреннем рынке Белоруссии в 2015 году реализовано на 20% меньше, констатировал зампред госконцерна. «Это связано с различными факторами, в том числе ценовым, а также снижением экономической активности в целом», — сказал Павлов. Он отметил также: «Снижение реализации нефтепродуктов на приграничных заправках составило около 25−30%».

Госинформагентство БелТА приводит такое объяснение сложившейся ситуации: «По словам заместителя председателя «Белнефтехима», внешние факторы, в том числе падение цен на нефть в мире и ситуация на валютном рынке страны, негативно влияют на прибыльность продаж автомобильного топлива внутри страны».

Говоря об экспорте белорусских нефтепродуктов на российский рынок, Павлов отметил, что согласно индикативным балансам топливно-энергетических ресурсов на 2015 год, Россия должна поставить в Белоруссию 23 млн т нефти, а постсоветская республика должна поставить в Россию 1,8 млн т автомобильных бензинов. «Мы продолжаем поставлять нефтепродукты в Российскую Федерацию, на данный момент поставлено 614 тыс. т. Мы поставляем продукцию, учитывая экономическую составляющую», — сказал зампред белорусского госконцерна.

Он сообщил также, что на 2016 год стороны согласовали поставки в Белоруссию 24 млн т российской нефти, причём весь объем нефти планируется поставить трубопроводным транспортом, а белорусская сторона поставит в Россию 1 млн т автомобильных бензинов. В свою очередь гендиректор «Белорусской нефтяной компании» Александр Демидов отметил: «Что касается нефтепродуктов, то из-за падения российского рубля продажи не пострадали с точки зрения каких-то убытков. При продаже на российских биржах, по прямым договорам мы учитываем текущий курс, курс возможной конвертации». По словам гендиректора БНК, в 2015 году поставки белорусских бензинов в РФ могут быть меньше, чем в 2014 году.

Как сообщало ИА REGNUM, всю добываемую в Белоруссии нефть (около 1,6 млн т ежегодно) постсоветская республика экспортирует в сыром виде в Германию. Политический проект замены российской нефти поставками из Азербайджана и Венесуэлы был свёрнут в 2011 году из-за его экономической несостоятельности, отсутствия желания партнёров спонсировать данный проект и отсутствия свободных средств на его реализацию в условиях наступления очередного кризиса в постсоветской республике. Совмин Белоруссии заявил о «выгодности» данного проекта, но продолжать его не стал, запросив увеличение поставок российской нефти, которая поставляется в Белоруссию по «интеграционным» ценам в объёме, примерно в три раза превышающем внутренние потребности постсоветской республики. Основными рынками сбыта выработанных из российской нефти белорусских нефтепродуктов являются страны Евросоюза и Украина.

Отметим, что, по данным Белстата, поставки российской нефти в Белоруссию за январь — июнь 2015 года выросли на 3% — до 11,4 млн т. При этом среднеконтрактная цена 1 т нефти составила $279 (на 29,2% меньше, чем в I полугодии 2014 г.). Нефть собственной добычи Белоруссия экспортировала по $400 за 1 т. Экспорт нефтепродуктов из Белоруссии за I полугодие 2015 г. вырос на 21% до 9 млн т, из которых на страны СНГ пришлось около 1,8 млн т. Экспортная среднеконтрактная цена белорусских нефтепродуктов снизилась на 43% до $429 за 1 т. Также в I полугодии 2015 года Белоруссия в четыре раза увеличила импорт нефтепродуктов — до 514,6 тыс т, среднеконтрактная цена на которые составила $388 за 1 тонну (-56,4% к уровню I полугодия 2014 г.).