Центризбирком в среду изменил схему «нарезки» одномандатных округов на выборах в Госдуму в 2016 году. Изменения произведены с учетом новой системы избрания депутатов (смешанной), нового административно-территориального деления страны и появления новых субъектов Федерации, Крыма и Севастополя. По мнению гендиректора Центра политического анализа Павла Данилина, «новая нарезка одномандатных округов вполне адекватна и хороша». Ее главными отличительными свойствами, по его мнению, стали репрезентативность и обеспечение равных условий при нарезке для всех территорий.

Выборы в Госдуму, которые пройдут 18 сентября 2016 года, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов будут избирать по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам. Новую с 2003 года схему «нарезки» округов сегодня утвердил Центризбирком. Согласно числу мандатов, их образовано 225. Больше всего округов в Москве (15), Подмосковье (11) и Санкт-Петербурге (8), Краснодарском крае (8). Также 7 одномандатных округов будет образовано в Свердловской области, по 6 — в Башкирии и Татарстане. Также три одномандатных округа образованы в Крыму, один — в Севастополе. По информации ЦИК, округа «нарезались» в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных в том или ином регионе. Такая схема согласно закону будет действовать 10 лет.

Как отмечают эксперты, представленная «нарезка» округов является более справедливой с точки зрения и кандидатов, и избирателей, так как в округ теперь включена не только городская, но и сельская территория. Как отмечает Павел Данилин, это говорит о «репрезентативности нарезки», то есть усреднении электоральных свойств территорий. «Нет такого, что одному кандидату можно будет ходить от двора к двору, а вот его соседу из реально соседнего округа — за забором — т. е. за городской окраиной придется летать на вертолете, чтобы получить одно касание с избирателем. Теперь все честно. Сколько одному работать, столько и второму. В итоге получается среднее значение по региону», — объясняет эксперт.

Вторая отличительная черта — «всеобъемлемость новой схемы». То есть ко всем территориям при нарезке применен единый подход, ни один субъект или город не получил «преференций». «Нет такого, чтобы в одном регионе было так, а в другом — эдак. Все в одном положении», — отметил Данилин.

Эти изменения, считает гендиректор Центра политического анализа, актуализировали схему нарезки, действовавшую в стране с 2003 года. Учитывая новое административно-территориальное деление страны и новые территории, воссоединившиеся с Россией Крым и Севастополь, это было необходимо.

«Схему 2003 года больше использовать было нельзя. Крыма тогда не было? Не было. А это 4 мандата и 1,7 млн избирателей. А аббревиатура УОБАО вам что-нибудь говорит? Уже почти никому не говорит. А ведь это был целый регион — Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. И таких было еще четыре. Их теперь нет. Эти сложносоставные регионы пропали и теперь являются частями больших регионов. Иркутской области, например. Так что использовать схему 2003 года было нельзя», — указал Данилин.

При этом он отметил, что «новая схема «нарезки» округов, кстати, во многом учитывает ту критику и пожелания, которые выдвигались КПРФ в 2003 году при нарезке тогдашнего пространства страны». Он напомнил выступление брянского коммуниста Александра Шульги на заседании Госдумы в 2003 году. Тогда член КПРФ сетовал, что депутату «трудно решать проблемы избирателей» в округе, который состоит из «двух третей области — 25 муниципальных районов», растянутых по территории. Как отмечает Данилин, предложение коммунистов изменить нарезку тогда было «полностью оправдано». «Тогда учтено не было. Сегодня учтено», — резюмировал он.