В Башкирии на 1 сентября наибольшую тревогу у родителей школьников и педагогов вызывает преподавание математики, второго иностранного языка и русской литературы. Опрошенные ИА REGNUM эксперты отмечают, что предметов гуманитарного цикла в школьном расписании более чем достаточно, однако содержательная сторона оставляет желать лучшего, а предлагаемые новации внушают опасения.

highlife.sk
Современные дикари живущие в Америке.

На снижение глубоких знаний по математике обращают внимание даже родители. «Меня совсем не удивило, что в Башкирии каждый четвертый школьник получил двойку на ЕГЭ по «профильной» математике, — отметила родительская активистка Екатерина Синдеева. — Уже в начальной школе основное внимание уделяется предметам гуманитарного цикла, а математика, при сохранении количества часов, остается «в тени». Представьте, русскоязычные дети, а их в Башкирии большинство, во втором классе учат и английский язык, и башкирский язык. При выполнении домашнего задания львиная доля времени уходит именно на «филологию», а математике достаются остатки».

Негативную роль играет и наличие так называемых решебников. «Введение второго иностранного языка с пятого класса только ухудшит ситуацию, — считает Екатерина Синдеева. — В большинстве школ нет ни педагогов, ни методик, ни специально оборудованных кабинетов. Учителя второго иностранного языка, как мне кажется, будут ставить оценки формально, для галочки, как это часто делается сейчас на уроках башкирского языка».

Подчеркивается и региональная специфика. «А что будет с пятиклассниками, которые изучают родной, но не русский и не башкирский языки? — спрашивают родители. — Они будут учить русский, башкирский государственный, английский, второй иностранный и родной (например, чувашский или татарский) языки, это пять языков сразу! Какая уж тут математика!»

Родители видят выход в создании профильных классов. «Первый иностранный, чаще всего английский, со второго класса и второй иностранный с пятого нужно изучать только в профильных «гуманитарных» классах, — считают некоторые родители. — В «математических» классах и классах выравнивания первый иностранный язык нужно учить с пятого, а со второго — только факультативно, для желающих».

Мнение о необходимости создания «профильных» классов поддерживает и студентка факультета романо-германской филологии Анна Морковчина. «Я не понимаю, зачем вводить второй иностранный язык и при этом вынашивать планы о выхолащивании, упрощении предмета «русская литература»? — искренне недоумевает студентка. — Не так давно я прочитала, что хотят сделать с преподаванием русской литературы «эксперты» из рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах, так даже у меня, студентки, чуть волосы дыбом не встали». Как ранее сообщало ИА REGNUM, рабочая группа, которую возглавляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин, предложила основные подходы к преподаванию русского языка и литературы для внесения в нижнюю палату парламента законопроекта о создании на основе федеральных образовательных госстандартов базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России. К примеру, как полагают эти эксперты, традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми. Поэтому нужно давать посильные для каждой группы объемы чтения и применять разнообразные мотивирующие методики, чтобы пытаться вовлекать в посильное чтение даже нечитающих детей, считают специалисты. При отборе произведений для программы особое внимание должно быть обращено на современную детскую и подростковую литературу. «В полной мере это относится и к современной зарубежной литературе для детей и подростков», следует из документа.

«Складывается такое впечатление, что Сергей Нарышкин хочет не поднять уровень «нечитающих», а, напротив, опустить уровень «читающих», — поделилась студентка Морковчина. — Я школу окончила совсем недавно, это была школа в маленьком городке, и у большинства из нас не было проблем с пониманием классической литературы. Для тех, кому недоступна классика, нужно создавать специальные классы, или, наоборот, создавать профильные классы для тех, кому русская литература является родной, понятной и близкой. И в таких классах, я уверена в этом, захотят учиться дети разных национальностей».

Литератор Денис Павлов считает неприемлемым изучение в рамках русской литературы «зарубежной литературы для детей и подростков». «Если школьникам непременно нужна доступная подростковая литература, пусть читают Крапивина, Носова, Волкова и других прекрасных отечественных авторов, а не каких-нибудь «гаррипоттеров», — убежден уфимский писатель. — Зарубежных авторов можно изучать в рамках специальных курсов и факультативов».

Профессор, лауреат международной премии имени Кол Гали, писатель Раиф Амиров подчеркивает важность отбора произведений для изучения школьниками. «Выборка произведений должна основываться на психологическом развитии детей, при этом нужно учитывать, что школьники больше воспринимают сюжет, а не психологическое состояние литературных героев, — считает профессор. — Важно не отбить у школьников желание читать и извлекать из прочитанного нравственные уроки». При этом включаемые в программу произведения «должны пройти испытание временем».

«В нерусских национальных школах изучение русской литературы должно идти без применения «адаптированных» отрывков, школьники должны знакомиться с русской классической литературой во всей ее глубине, — полагает собеседник агентства. — В этом может помочь привлечение примеров из национальных литератур, например, в татарской школе при изучении творчества Максима Горького можно использовать опыт изучения произведений татарского писателя Шарифа Камала».