Министерством здравоохранения Российской Федерации обобщены результаты социологических опросов, проведенных в 2014—2015 гг. по теме здравоохранения. Результаты опросов в целом, показывают позитивную динамику удовлетворенности населения медицинской помощью и здравоохранением, сообщили в Минздраве.

www.rosminzdrav.ru
Динамика удовлетворенности населения Российской Федерации медицинской помощью (в %).

Так, наиболее репрезентативное по выборке исследование Службой специальной связи и информации ФСО России, охватывающее ежегодно до 90 тысяч респондентов из всех регионов России, показывает исторический максимум удовлетворенности населения медицинской помощью в марте-июле 2015 года — 40,4% (по сравнению с 2006 годом — повышение на 10,4%, по сравнению с 2012 — на 5%) (рис.1).

При этом удовлетворенность работой участкового врача повысилась до 46,6% (в 2012 — 41,9%), скорой помощью — до 44,6% (в 2012 — 40,9%), врачами — специалистами в амбулаторном звене — до 37,6% (в 2012 — 32%), стационарной помощью — до 32,9% (в 2012 — 26,7%). Однако выявлены существенные различия между регионами — от максимальной удовлетворенности в 61,5%, до минимальной в 22,6%.

Эти результаты в целом подтверждает опрос, проведенный в июле 2015 г. фондом «Общественное мнение»: увеличение доли населения, удовлетворенного медицинской помощью, составило 45% по сравнению с 26% в 2006 году и 31% в 2012 году.

Число лиц, плохо оценивающих ситуацию в здравоохранении, сократилось с 58% в 2006 и 2011 годах до 32% в 2015. Важно отметить, что данная тенденция характеризует не только города, но и сельскую местность.

Одновременно с этим существенно выросло доверие к государственным медицинским учреждениям (с 52% в 2012 году до 65% в 2015), в них в 2015 году обращаются 81% населения.

Позитивные изменения в работе больниц и поликлиник за последний год увидели также 42% опрошенных Левада-центром в конце 2014 года. 48% населения уверены в том, что ситуация в российском здравоохранении улучшится.

Позитивная оценка перемен в больницах и поликлиниках сопровождается высокой удовлетворенностью результатами оказанной помощи: амбулаторной — 78%, стационарной помощи — 82%, диагностическими обследованиями — 91%, стоматологической помощи — 93%.

Граждане в целом высоко оценивают доступность медицинской помощи. По данным исследования, проведенного компанией S-media совместно с Национальной медицинской палатой, 88,4% населения положительно оценивают транспортную доступность амбулаторно-поликлинической помощи (шаговой доступности или менее 30 минут транспортом).

При этом больше половины населения (55%), по оценке Левада-центра, из населенных пунктов всех типов, включая сельскую местность, высказываются в пользу качества медицинской помощи, даже в случае, если ради ее получения придется ехать в достаточно удаленные районы или другие населенные пункты. Территориальная доступность оказалась важнее для 38% респондентов.

Отдельного внимания заслуживает тема платы за медицинскую помощь. По данным Левада-центра, подавляющее большинство пациентов не платили за медицинскую помощь во время последнего посещения. При этом если говорить об опыте оплаты в целом, то, по данным ФОМ, 46% такой опыт за последний год имели. При этом доля тех, кто платил официально, увеличилась.

Важно отметить также, что повысилась и самооценка населением своего здоровья. Число оценивающих здоровье хорошо увеличилось с 26% в 2011 году до 38% в 2015, тогда как число оценивающих плохо — снизилось с 22 до 13%. На 20% по сравнению с 2008 годом выросло число людей, следящих за своим здоровьем.