С Васильевского выдачи нет

Почему Васильевский остров (с населением 200 тысяч человек) стоял, стоит и еще год будет стоять в пробках?

Сергей Гуркин, 31 августа 2015, 23:15 — REGNUM  

Васильевский остров в Петербурге «мертво» стоит в автомобильных пробках. В последние годы такое — ни въехать, ни выехать с самого большого острова города — было только в часы пик, то есть утром и вечером. Но с середины лета 2015-го это стало трудно практически всегда.

Что происходит?

В середине июля закрыли на ремонт станцию метро «Василеостровская». Этот ремонт требовался так давно, что будет очень здорово, если его успеют сделать за планируемые 11 месяцев. Во избежание транспортного коллапса станцию не закрывали до того, как открыли второй выход из станции «Спортивная» — как раз на Васильевский остров. И все же пробки увеличились и по количеству, и по времени «стояния». Еще бы — остров в центре города, на котором только официально живет более 200 тысяч человек, соединен с остальным Петербургом лишь четырьмя мостами и одной линией метро. Если она оказывается прервана ремонтом, остров встает окончательно.

Спорный выход

Решением проблемы могли бы стать выделенные полосы для общественного транспорта, но Смольный не поддержал этот проект даже на период закрытия станции метро «Василеостровская». Об этом курирующий вице-губернатор Игорь Албин сообщил в ответе на запрос депутата городского парламента Бориса Вишневского.

Албин написал, что установка делиниаторов «создаст угрозу безопасности движения и в значительной степени затруднит уборку». Также вице-губернатор отметил, что в связи с этим необходимо организовывать линию «на обособленном полотне», но на это в бюджете не заложены денежные средства. А еще, по данным вице-губернатора, организация выделенной полосы приведёт к «заторам».

Сейчас в Петербурге выделенные полосы для общественного транспорта работают в историческом центре — на Невском и Лиговском проспектах, а также на Большом проспекте Петроградской стороны. В ряде «спальных» районов движение трамваев вынесено на отдельное полотно, то есть оно тоже «выделено», но не в ущерб автомобилистам.

У автомобилистов и экспертов по организации движения в городе, конечно, разные точки зрения по поводу «выделенок». «Выделенные полосы для общественного транспорта совершенно необходимы для организации нормального движения, в том числе и на Васильевском острове, — отметил в комментарии ИА REGNUM эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. — Лучший пример — Лиговский проспект: автобусы и трамваи ходят по выделенной полосе часто, регулярно и всегда заполнены, транспортная ситуация вследствие работы полосы улучшилась».

По мнению Валдина, Смольный не хочет устраивать полосы для общественного транспорта, потому что автомобилисты для него — священная корова. Поэтому все «общественные» перемещения чиновники пытаются свести к развитию метро, хотя оно и дороже, и менее эффективно. Между тем во многих районах города, особенно в новостройках, выделенные полосы разгрузили бы дороги, люди пользовались бы общественным транспортом, если бы он шел по магистральным маршрутам. Но Смольный всем этим не занимается, по мнению Владимира Валдина, потому что чиновникам это просто неинтересно: на выделенных полосах ничего не заработать, стало быть, и силы тратить ни к чему.

Помощник петербургского депутата Бориса Вишневского Арсений Афиногенов полагает, что открытие выделенной полосы для общественного транспорта соответствовало бы интересам большинства горожан, но Смольный предпочел защищать интересы меньшинства. На Васильевском, например, теоретическая пропускная способность трамваев больше, чем пропускная способность остальных полос, когда по ним едет личный автотранспорт. То есть если бы граждане массово пересели в трамваи, транспортная ситуация улучшилась бы.

Эксперта удивляет, что в городской администрации не предусмотрели средств на организацию этих полос заранее, ведь о закрытии «Василеостровской» было известно давно.

А глава автоклуба возражает: выделенные полосы в нынешней ситуации неэффективны, отмечает в комментарии ИА REGNUM глава автоклуба «А24» Денис Шубин. Они сужают пространство для автомобилей, при этом во многих районах, особенно в дневное время, общественным транспортом пользуется совсем мало людей, но «трамвай, везущий пятерых граждан», занимает всю полосу. «Следует учитывать реальный уровень автомобилизации населения,» — подчеркивает Шубин.

Единственный способ организации движения, удобный и для общественного транспорта, и для автомобилистов, — организация отдельного полотна для трамвайных путей, чтобы машинам не приходилось «делиться» местом, отмечает эксперт. Такой способ работает в ряде районов Петербурга, но по понятным причинам его невозможно использовать в центре города.

«Сколь веревочке ни виться…»

Итак, главный спорный момент — много ли граждан реально пользуются общественным транспортом. Автомобилисты (как и Смольный) подчеркивают: сейчас во многих трамваях и автобусах, особенно днем, мало народу, и выделение им отдельных полос ухудшит, а не улучшит ситуацию. Их оппоненты приводят в пример Лиговский проспект: как только быстрое и регулярное движение трамваев было налажено, спрос на них моментально вырос. В течение некоторого времени, разумеется, имел место коллапс: когда автомобилистам уже было неудобно, а в трамваи еще никто не пересел. Зато потом ситуация улучшилась.

Учитывая, что число автомобилей в городе продолжает расти, а объем дорожной инфраструктуры (по крайней мере в центре) расти не может, один из вариантов решения проблемы применить придется. И осуществлять не отдельные мероприятия (кусок выделенной полосы тут, кусок трамвайного полотна — там), а программу в комплексе. Подталкивает к этому шагу чемпионат мира по футболу — 2018: организовать выделенные полосы для автобусов с болельщиками и предназначенного для них транспорта придется в обязательном порядке. Кстати, 24 августа Смольный сообщил, что в ноябре будет организована «выделенка» по Московскому проспекту в аэропорт Пулково. Правда, поедут по ней не только автобусы, но и «маршрутки», и такси, работающие по разрешениям городского комитета по транспорту.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail