Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, самый важный финансовый документ республики Хакасия - бюджет на 2004 год принят. Поиск бюджетного компромисса уложился в сроки, регламентированные Бюджетным кодексом РФ. С первого дня наступающего года нагрузка расходных статей будет соответствовать объему ресурсного обеспечения, как и предписано бюджетной росписью. То есть первоквартального усеченного исполнения бюджета - головной боли минувших лет - удалось избежать. Временной фактор, безусловно, важен, но определяющим моментом являются основные характеристики бюджета. Насколько они отвечают той модели эффективной бюджетной системы, которая востребована сегодня? Об этом рассказывает министра финансов и экономики республики Алексея Иванова:

- Принятый Госдумой в первом чтении пакет поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, как известно, предполагает перераспределение всех расходных и доходных полномочий между бюджетами трех уровней. Региональным бюджетам будут переданы дополнительные полномочия примерно на 300 миллиардов рублей. При этом не приостанавливается действие тех законов, которые в полном объеме не финансируются. По оценкам некоторых аналитиков, государство не обеспечивает своих обязательств перед гражданами на два триллиона рублей. То есть грядущая кардинальная перетряска межбюджетных отношений значительно актуализирует проблему финансовой устойчивости региона. Насколько вписывается предложенная Министерством финансов и экономики нынешняя конструкция республиканского бюджета в этот общероссийский контекст?

- Удачно вписывается. Определяющим фактором здесь следует признать сбалансированность регионального бюджета. Этот критерий свидетельствует о способности региона в полной мере использовать свои финансовые возможности, то есть обслуживать свои обязательства в зависимости от текущей экономической ситуации в республике.

Финансовая устойчивость отражает степень сбалансированности бюджета. Именно в том понимании, как его трактует Бюджетный кодекс РФ: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов. Последовательно, из года в год Министерство финансов и экономики республики отстаивает этот принцип. Впервые эту ключевую позицию - нагрузка расходных статей полностью соответствует объему ресурсного обеспечения - мы заложили в республиканский бюджет 2002 года. К сожалению, идея бездефицитного бюджета не была поддержана парламентом. Не удалось отстоять предложенный нами более "мягкий" вариант бюджетного дефицита - 4 процента - и на следующий год. Но в этом важном стратегическом направлении - Алексей Иванович Лебедь определил его достаточно четко: "Жить по средствам" - мы и будем двигаться дальше. Причем, не просто контролируя аппетиты бюджетополучателей, но и наращивая бюджетный потенциал региона.

Показателем стабильности бюджетной системы принято считать темп роста собственных доходов региона. Чрезвычайно важной в этом отношении является положительная динамика: если в 2000 году собственные доходы республиканского бюджета составляли 1 248,5 миллиона рублей, то в текущем году - 1 972,8 миллиона рублей. То есть рост составит 158 процентов. Рост собственных доходов предполагается и в следующем году - 173,3 процента. Причем, сравнивать корректно все с тем же 2000 годом. Способность четко выдерживать курс на повышение финансовой устойчивости региона позволит нам быть готовым к грядущему перераспределению бюджетных полномочий.

- Поскольку скорость продвижения в этом направлении будет обусловлена экономической ситуацией в республике, особый интерес представляет динамика основных экономических показателей. Причем, если это возможно, в привязке к ранжированию регионов в рамках Сибирского федерального округа.

- Наиболее показателен в этом плане рост валового регионального продукта. Его принято считать основным индикатором экономического развития региона. В региональном разрезе динамика роста этого важного показателя выглядит достаточно убедительно: если в 1998 году ВРП составлял 8 252,6 миллиона рублей, то уже в 2001 году - 19 872,2 миллиона рублей. Но наивысшего своего предела за предыдущий пятилетний период валовой региональный продукт достиг в 2002 году - 23 649,2 миллиона рублей.

По производству ВРП на душу населения Хакасия заняла в рейтинге по Сибирскому федеральному округу пятое место. В российском рейтинговом списке наша республика занимает 46 ранг (из 88). Такие же темпы сохраняются и сегодня, по предварительной оценке, валовой региональный продукт в текущем году составит 27 249,4 миллиона рублей.

Существенную роль в формировании валового регионального продукта играет промышленность республики. Объем промышленной продукции по итогам десяти месяцев в сравнении с соответствующим периодом минувшего года составил 108,1 процента. И здесь я бы выделил два момента. Общероссийский показатель при этом составляет 106,8 процента. А по объему промышленной продукции в расчете на душу населения Хакасия занимает пятое место в Сибирском федеральном округе. По объему инвестиций в основной капитал - четвертое место, а по вводу жилья в расчете на 1000 жителей - первое.

Самодостаточность и сбалансированность регионального бюджета - психологически важная планка. Уже сегодня Республика Хакасия отнесена к группе так называемых устойчивых регионов.

- Алексей Моисеевич, какие бюджетные предпочтения заложены в бюджете 2004 года?

- В течение последних лет нам удается выдерживать социальную направленность республиканского бюджета. Об этом свидетельствует динамика основных показателей. Если в 2001 году удельный вес расходов на финансирование здравоохранения и физической культуры составлял в общей сумме расходов республиканского бюджета 5 процентов, то в следующем году он увеличится в три раза. Возрастет удельный вес расходов на финансирование образования, культуры. Кроме того, сформирован, исходя из приоритетных направлений экономического и социального развития, возможностей республиканского бюджета, блок республиканских целевых программ. В соответствии с социальной значимостью в перечень включены 27 программ, на пять больше, чем в текущем году.

Как и в предыдущие годы значительную долю средств предполагается направить на реализацию социальных программ. При этом наиболее весомой будет целевая финансовая поддержка здравоохранения: 23,6 миллиона рублей будет направлено на решение неотложных проблем в этой важной отрасли. Это составит 29% от общего объема целевого финансирования.

Продолжится финансирование целевых программ, направленных на улучшение положения детей, развитие образования, поддержку молодежи. На эти цели предусмотрено 20,5 миллиона рублей. В рамках долгосрочной целевой программы "Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и ветхого жилищного фонда на 2003-2010 годы" планируется выделить на переселение граждан из аварийного жилья 1 миллион рублей. Впервые предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 1 миллиона рублей на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Испытанный метод аккумуляции финансовых средств на приоритетных направлениях позволит получить реальные результаты и в такой важной сфере, как предпринимательство. Дело в том, что развитие малого бизнеса - это не только наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, но и существенный источник насыщения местного рынка товарами и услугами, и стабильная база налоговых поступлений. На реализацию республиканской целевой программы государственной поддержки малого бизнеса в следующем году будет направлено 5,5 миллиона рублей.

Не менее важным приоритетом признано создание информационной инфраструктуры системы управления регионом. Технологические основы дальнейшего внедрения информационных технологий призвана создать республиканская целевая программа "Электронная Хакасия". Комплексная информационная система позволит повысить эффективность деятельности государственных органов и бюджетного сектора экономики республики.

Всего на реализацию республиканских целевых программ предполагается направить в следующем году 81,6 миллиона рублей. Причем, перечень программ в законе "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год" выделен отдельным приложением, что позволит осуществлять жесткий контроль за использованием бюджетных средств в секторе целевой финансовой поддержки.