С 1 по 31 октября в Санкт-Петербурге и еще нескольких городах России пройдет микроперепись населения. В Росстате считают это обследование одним из важнейших показателей социально-демографической ситуации в регионах. Как сегодня выглядит Петербург, который нащывают «городом подилых людей»

Александр Ржаненков. Фото предоставлено петербургским комитетом по социальной политике

ИА REGNUM : В начале 1990-х годов все говорили о демографическом коллапсе в стране, который тогда получил название — «русский крест».

Демография развивается по определенным законам, но при этом примерно на 60% зависит от социально-экономической ситуации. В начале 1990-ых линии рождаемости и смертности пересеклись, а потом смертей стало больше, чем рождений. Так было и по всей России, и в Петербурге.

ИА REGNUM : Город тогда потерял взятый 27 с половиной лет назад рубеж — численность населения в 5 миллионов…

После того, как 23 февраля 1988 года на свет появился пятимиллионный петербуржец Павел Русаков, население начало «таять», и снова этот рубеж мы перешагнули только в 2012 году, когда в ночь с 23 на 24 сентября родился пятимиллионный ребёнок — девочка Люда Шаркова.

ИА REGNUM : Какова сегодня общая численность петербургского населения?

По данным Петростата на 1 мая 2015 года, в городе насчитывается 5 миллионов 193,4 тысячи человек. И с начала года их число увеличилось на 1,7 тысяч, или на 0,03%.

ИА REGNUM : За счёт чего произошло увеличение?

В январе-апреле — за счет естественного и миграционного прироста, причём миграционный прирост составил 84,9% от общего прироста населения.

ИА REGNUM : Каковы главные показатели демографической картины: рождаемость — смертность?

За это время родились 21 705 детей (на 1 189 детей больше, чем за тот же период пошлого года), умерли 21 453 человека (на 1 056 человек больше, чем за аналогичный период 2014 года). Коэффициент естественного прироста населения остался прежним — 0,1, как и в прошлом году.

ИА REGNUM : А что с ожидаемой продолжительностью жизни?

Речь идет о средней продолжительности жизни, которую сегодняшние демографы прочат новому поколению петербуржцев. Если верить Петростату, постепенно этот показатель растёт — по предварительным данным, с 70,3 лет в 2007 году до 74,6 в 2014 году. Президентским Указом от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена «планка» — к 2018 году ожидаемая продолжительности жизни в стране должна быть не меньше 74 лет. Мы ее преодолели еще в 2013 году. Санкт-Петербург тогда вышел на четвертое место после Ингушетии — 78,8 лет, Москвы — 76,4 года и Дагестана — 75,6 года.

ИА REGNUM : Каким образом решаются проблемы пожилых людей, которым необходим постоянный уход?

Мы вырабатываем принципиально новый подход к этой проблеме. Городу помогают негосударственные организации, и это можно считать перспективным направлением работы. Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг — новые для нас функции, теперь это зона ответственности комитета по социальной политике и Городского информационно-расчетного центра.

ИА REGNUM : Много таких организаций?

По данным на 22 июня, в реестре поставщиков содержатся сведения о 97 организациях, оказывающих социальные услуги населению, в том числе: 91 — государственная, 2 коммерческие и 4 — социально ориентированные некоммерческие организации. Таким образом, мы решаем, в частности, такую тяжелую проблему, как устройство стариков. Эту заботу отчасти берут на себя частные дома престарелых — и очереди сейчас в городе нет. Она у нас пока сохраняется только на устройство в психоневрологические дома-интернаты — 400 взрослых и 50 детей. Но постепенно и эта очередь уменьшается за счёт оптимизации системы, строительства новых учреждений. Надо учесть, что это непросто — слишком долго система была «неповоротливой», и в самых больших учреждениях, в частности, в дрме-интернате, который находился в аамом центре города, у Смольного, обитало 1400 человек. Естественно, нужны небольшие дома, с опеределенным личным пространством для каждого человека, поэтому продолжаем, по возможности, разгружать учреждения.

ИА REGNUM : В этом году повышенное внимание уделяется тем, кто причастен к событиям Великой Отечественной войны. Сколько денег город сегодня тратит на социальные выплаты представителям старшего поколения?

Это крепкое поколение, к сожалению, неизбежно уходит. Если в начале 2014 года в городе насчитывалось около 300 тысяч участников Великой Отечественной войны, то к началу 2015-го осталось чуть больше 175 тысяч 600 человек, а к юбилею Победы их стало и того меньше — 171,4 тысяча.

В общей сложности, социальную поддержку от города получают около трети петербуржцев (1,6 миллиона человек). Объем социальных выплат из бюджета Санкт-Петербурга в этом году составляет 36 млрд. 400,5 миллионов рублей, чуть более трети этой суммы — из федерального бюджета.

ИА REGNUM : Во многом демографические процессы зависят от таких показателей, как количество браков и разводов…

В течение прошлого года было зарегистрировано 57 514 браков, на 2 674 больше, чем годом ранее, за то же время 26 642 пары брак расторгли — цифра почти равная той, которая была зафиксирована в 2013 году. Никакой сенсации. Тревожит другой показатель: из более 510 тысяч семей с детьми около 64,5 тысяч — неполные.

ИА REGNUM : Понятно, что сказывается на состоянии общества наличие и число детей в семьях…

В значительной степени петербургские показатели в данном случае повторяют общероссийские. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), несмотря на увеличение показателя рождаемости, только 6% опрошенных россиян собираются завести детей в ближайшие год-два. Почти две трети россиян не имеют детей и не планируют обзаводиться ими (59%). Каждый третий (около 34%) является родителем, 23% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 11% — двоих детей, 2,5% — более двух детей. Многодетных семей в нашем городе — 23 тысячи.

ИА REGNUM : Что, на Ваш взгляд, особенно важно для того чтобы было меньше проблем в социальной политике?

Думаю, искать и находить помощников в так называемом «третьем секторе» и полагаться на людей, способных понять чужую боль и реально помогать, а не твердить, что кризис и всё плохо. Хочу напомнить, что в Петербурге действует государственная программа «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015 — 2020 годы». Преимущество её в том, что она универсальна — обобщает направления городской социальной политики, укрепляет межведомственные связи и ответственность.

ИА REGNUM : Влияет ли кризис на социальную сферу?

Обращений стало намного больше. Думаю, что петербуржцы, которые раньше не выясняли, положены ли им какие-либо льготы от государства, почувствовали себя менее защищенными — уменьшился доход семей, относящихся к «среднему классу». Только в наш комитет за консультацией ежемесячно обращается до 1,5 тысячи человек (в прошлом году — до 1000). А ведь в городе еще есть информационные и многофункциональные центры.

ИА REGNUM : Многолетняя дистанция потребовалась Петербургу для того, чтобы выбраться из демографической «ямы». Что делать дальше?

Продолжать искать способы бегства от «демографических ям», объединяя силы тех, кто хочет и может в этом помочь, будь то учреждения здравоохранения или силовые структуры, ответственные за безопасность людей — разные ведомства, как регионального, так и федерального уровня, представители бизнеса и общественные организации. Демографические показатели — реакция на нашу ответственность перед социумом.

Беседовала Евгения Дылева.

Справка ИА REGNUM

По данным Центра демографии и экологии человека, с 1992 по 2007 год разница между числом смертей и рождений в России достигла 12 миллионов человек, и с 2001 по 2006 годы Россия ежегодно теряла 0,5% населения, целую Новгородскую область или Краснодар.

Средний возраст женщин, родивших первого ребенка в Санкт-Петербурге, составляет — 28 лет; в начале 90-х годов прошлого века он равнялся 22 годам. В 2014 году на женщин 25−29 лет приходилось 37,2 процента всех рождений, 30−34 лет — 24,0%, 20−24 лет — 23,3%, на более молодых женщин — 3,1% детей.

Все чаще дети рождаются у женщин позднего репродуктивного возраста (35−39 лет): на их долю приходится 10,3% всех новорожденных. Чаще всего в петербургских семьях сегодня растет один ребенок.