В Дагестане происходит частичный передел собственности экс-мэра, осужденного на пожизненный строк Саида Амирова, сообщил ИА REGNUM 28 августа общественный деятель, руководитель профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. По его словам, близкие Амирова потеряли один из трех находившихся под его влиянием рынков, известный как Цумадинский, что находится на северной окраине Махачкалы. Он перешел бывшим хозяевам, которые владели им до Амирова. Два других рынка — рынок на улице Ирчи Казака и рынок № 2 — по-прежнему остались у близких экс-мэру людей, считает Набиев.

По словам общественного деятеля, до того, как Саид Амиров возглавил столицу, многие рынки были частными, имели своих хозяев и платили налоги. А новый мэр под благовидным предлогом переноса на новое место для разгрузки центра города, подобрал их под себя. «Рынки переносились на новые места, где изначально земля была закреплена за близкими к мэру людьми. Предпринимателям и торговцам приходилось или покупать за большие деньги торговые площадки или ежемесячно платить», — отмечает эксперт.

Кроме того, из-под влияния близких Амирова уходит транспортная сфера. Все пассажирские перевозки, по словам Набиева, при Амирове контролировали подконтрольные ему МУПы «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1». С момента его ареста каждый новый и. о. мэра, которых в течение двух лет было три, менял руководителей и ставил своих людей, то есть, брал «серые» финансовые потоки под свой контроль. Новое руководство Махачкалы объединило их и создало предприятие «Махачкалагортранс», но принципы работы никак не изменились.

«Система не поменялась, просто контроль над деньгами перешел от людей Амирова к новым «хозяевам» города. До того, как Амиров стал мэром, в городе было 1800 маршруток. Водители работали как индивидуальные предприниматели и платили налоги. Но потом им пришлось войти в МУПы, где крутится огромное количество «серых» денег. Так, сейчас в городе работают не менее пяти тысяч маршруток. Каждый из них платит в МУП 4100 рублей за так называемый путевой лист, который должны оплачивать владельцы транспортного средства водителя. Так как владельцами являются сами же водители, происходит непонятно что. Деньги эти, причем, платят без каких бы то ни было финансовых документов, то есть они не облагаются налогом. Таким образом, МУП получает не менее 20 млн рублей денег ежемесячно. Грубо говоря, МУПы «крышуют» водителей», — отметил Набиев.

По словам другого эксперта, экономического обозревателя издания «Новое дело» Андрея Меламедова, передел продолжается с момента ареста Амирова до сих пор. Так, по его словам, одним из первых перешел от Амирова к прежним владельцам махачкалинский таксопарк. Им, по словам эксперта, владел экс-председатель собрания депутатов Махачкалы Курбан Махмудгаджиев, который обвинялся в покушении на Амирова. Сам Махмудгаджиев умер в тюрьме, а таксопарк перешел к его родственникам.

Другой объект — кинотеатр «Октябрь», расположенный в центре Махачкалы, вернулся к чемпиону мира по боям без правил Магомедхану Гамзатханову, известному как Волк-хан. Передел продолжится, считает эксперт, поскольку собственности у Амирова было много — это и рынки, мощности по производству тротуарной плитки, земля и т. д.

Напомним, экс-мэр Махачкалы Саид Амиров 27 августа осужден Северо-Кавказским военным судом на пожизненное заключение по обвинению в терроризме и другим тяжким преступлениям.