«Необходимость сделать обучение русскому языку и литературе более эффективным, безусловно, назрела, — комментируя возможные изменения в преподавании гуманитарных предметов в школах, заявила корреспонденту ИА REGNUM зав. каф. Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала СПбУ ГПС МЧС России Ольга Пожидаева. — Нельзя не согласиться с тем, что следует уделять больше внимания не репродуктивной деятельности, а развитию устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся. В распоряжении современного учителя уже есть, например, учебный комплекс по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, который как раз нацелен на развитие речи и творческих способностей ребят. Справедливо замечание о бессмысленности бесконечной бумажной работы учителя, который, вместо составления множества планов и отчетов, мог бы уделить больше внимания самообразованию и живому общению с ребятами. Очевидно, что требует пересмотра и система оценивания качества работы учителей-словесников».

По мнению Пожидаевой, нельзя утверждать, что все произведения «двухвековой давности» так уж непонятны современному читателю. «Достаточно вспомнить произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, — отметила эксперт. — Я многие годы обучала и обучаю не только студентов, но и учащихся старших классов, вижу, как воспринимает классические литературные произведения сын, которому 14 лет. Думаю, что многое зависит от того человека, который помогает понимать книгу, в том числе и от учителя». Пожидаева также считает, что желание создать для отдельных групп учащихся «посильные объемы чтения» разумно, но есть опасность забыть о чувстве меры и пойти на поводу у ребенка, которому, как и любому человеку, проще не утруждать себя излишней интеллектуальной деятельностью. «Сложности возникают всегда в процессе обучения, и не только русскому языку и литературе, — заявила зав. каф. Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала СПбУ ГПС МЧС России. — Когда-то нужно было приложить усилие, чтобы научиться самостоятельно есть ложкой, писать, читать, выучить таблицу умножения, освоить азы иностранного языка. Человек и становится человеком, преодолевая себя. Вполне разумно предложение изучать как обязательные другие произведения в творчестве некоторых классиков. Думается, можно отказаться от тщательного изучения, например, драмы «Гроза» в творчестве Островского и уделить больше внимания таким произведениям драматурга, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» или «Доходное место». Они сегодня более актуальны, не случайно к этим текстам чаще обращаются современные театры. Увлекшись цитатой из статьи Добролюбова, мы и сегодня продолжаем повторять, что «Гроза» —"самое решительное произведение Островского», забывая, что Добролюбов ушел из жизни в 1861 году (через два года после выхода в свет «Грозы») и не мог ознакомиться с другими текстами Островского, который жил и творил до 1886 года».

И все же не всегда то, что стало историей культуры, должно быть забыто, считает эксперт. «Нельзя отказаться от знакомства с ключевыми произведениями древнерусской литературы. Это наши корни. Дерево без корней не будет расти и давать плоды, погибнет, — уверена Пожидаева. — Человеком без знания своей истории, культуры легко манипулировать, его легко можно заставить стыдиться своего прошлого или даже думать, что его не было вовсе. Например, мы радуемся Дню святого Валентина, забывая о славянском празднике семьи, любви и верности — Дне Петра и Февронии (8 июля), который содержательно ближе нашей культуре. Настоящая школьная программа предполагает знакомство со «Сказанием о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.). Другими словами, процесс обучения, как и сам литературный процесс — живой организм, который постоянно меняется, наполняется новым содержанием, поэтому его нельзя уложить в прокрустово ложе чьих-то интересов. И все же, реформируя процесс изучения классической литературы, желательно сохранять чувство меры, чтобы потом не пришлось изобретать колёса. Ведь classicus в переводе с латинского языка означает образцовый, то есть классика — то, что является образцом на все времена».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, ранее в Минобрнауки заявили о том, что учебники, образовательные стандарты и программы преподавания русского языка и литературы для школ России могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания. По мнению экспертов, многие дети и подростки, читая классику, не понимают многих слов, грамматические формы и категории.