МАКС-2015: Авиастроение России на пороге перемен

Отрасль вступает в переходный период

Леонид Нерсисян, 30 августа 2015, 17:19 — REGNUM  

Ну вот и настало время подводить окончательные итоги XII международного авиационно-космического салона МАКС-2015 — сегодня, 30 августа, проходит последний день этого мероприятия, посвящённый уже исключительно демонстрационным полётам для массового посетителя и не обременённый большими делами. Рассмотрим авиасалон с военной и гражданской точек зрения.

Военная составляющая — демонстрация, немного новинок и мало контрактов

Громких военных новинок на МАКС-2015 на этот раз увидеть не пришлось — это были несколько симуляторов для обучения полётам, отдельные компоненты для боевой техники, прототипы беспилотников (ни один из которых, в общем-то не находится «в шаге» от принятия на вооружение). Пожалуй, больше всего порадовала корпорация «Тактическое ракетное вооружение», представившая целую линейку новых авиационных ракет с очень серьёзными характеристиками. Все они находятся в 2−3 годах от принятия на вооружения и крупносерийного производства, а финансовое состояние компании одно из лучших в российском ВПК.

Подробнее: Россия получит целый ряд новых авиационных ракет в ближайшие 2−3 года

Контракты были подписаны Иорданией — на парашютные модернизированные платформы П-7 для десантирования техники с самолётов Ил-76. Такие самолёты в небольшом количестве в Иордании имеются, однако, учитывая приезд «высокой» делегации ближневосточной страны во главе с королём Абдаллой II, можно предположить, что в скором времени будет заключена сделка на закупку нескольких легендарных транспортников в новой модификации — Ил-76МД-90А.

Из реальных военных авиационных контрактов можно отметить лишь покупку Белоруссией очередной партии из 4-х новых учебно-боевых самолётов Як-130, а также намерения приобрести ещё 8 машин. В сумме, при исполнении всех контрактов и намерений, Минск получит в своё распоряжение 20 самолётов такого типа. Помимо этого, белорусы приобрели 5 единиц зенитно-ракетных комплексов малой дальности Тор-М2Э и радиолокационную станцию «Противник-Г».

Подробнее: «Противник» и «Тор» пополнят армию Белоруссии

Российская же армия, согласно подписанному в Жуковском контракту, получит 3 корабельных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-М». МЧС же получит 2 обновлённых транспортника Ил-76МД-90А.

Гражданская авиация: SuperJet-100 и МС-21 — спаситель

Интересной информацией, распространённой на МАКС-2015 стал прогноз «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК) о глобальном рынке гражданской авиации на период до 2034 года. Прогнозы ОАК по потребностям России в самолётах на этот период несколько меньше, чем у Boeing и Airbus — если российская компания считает, что на рынке будет реализовано примерно 860 машин, то европейцы и американцы рассчитывают примерно в 1100 машин. Все компании сходятся в одном — что большинство машин будет реализовано в сегменте узкофюзеляжных самолётов с количеством пассажиров более 120. По данным ОАК это будет спрос на 750 подобных машин, а российским предложением на «вакантные» места станет среднемагистральный МС-21, первый полёт которого планируется в 2016 году. Российский гигант рассчитывает реализовать несколько сотен машин на отечественном рынке, а также побороться за места в мировом. Удастся ли реализовать эти планы мы начнём понимать в 2018—2020 годах, когда начнётся серийное производство самолёта. Кстати, интересным моментом стала конкуренция на МАКСе между «Объединённой двигателестроительной корпорацией» с перспективным отечественным двигателем ПД-14, и американской Pratt & Whitney с серийным двигателем PW1000G — оба мотора были продемонстрированы на авиасалоне. Лётные испытания продукта от ОДК начнутся в ноябре этого года, однако есть сомнения, что ПД-14 успеют «довести» к моменту выпуска первых серийных МС-21, поэтому позиции готового «американца» пока кажутся сильнее.

Что же касается единственного в России гражданского самолёта, находящегося в крупносерийном производстве — SukhoiSuperJet-100 (SSJ-100), то на авиасалоне были реализованы 32 машины с опционом на ещё 28, которые также будут с высокой степенью вероятности реализованы. Таким образом, сумма сделки достигает $2 млрд. Также стало известно о намерениях «Аэрофлота» до конца года купить ещё 20 машин. Тем не менее, этого пока мало, чтобы достичь целевого выпуска в 60 самолётов ежегодно. Единственная реальная надежда — иранский контракт на 100 SSJ-100, который может быть подписан после снятия со страны санкций.

Как итог, мы видим пятикратное падение количества подписанных контрактов на гражданскую авиацию по сравнению с МАКС-2013 — 60 (вместе с опционом на SSJ-100) против 278. Выручка ОАК же упала с $9 млрд до $2 млрд.

Подробнее об этом в статье: «Мистрали» Египту вместе с российскими вертолётами Ка-52?

Лётная программа и массовые посещения

Что касается лётной программы — посетители ожидаемо увидели большую часть российских современных и перспективных боевых самолётов и вертолётов. Исключение составил штурмовой вертолёт Ми-28 и пилотажная группа «Беркуты», летающая на таких машинах. После трагедии, случившейся совсем недавно — 2 августа, когда на конкурсе «Авиадартс» потерпел крушение Ми-28, а один из «Беркутов», полковник Игорь Бутенко, погиб, машину не рискнули пока везти на авиасалон, а уж пилотажной группе ещё некоторое время надо будет «приходить в себя». Кроме того, в отличие от МАКС-2013, не было итальянских, французских и китайских пилотажных групп. Если с европейцами в нынешних условиях всё понятно, то с китайцами не очень.

Подробнее: Фоторепортаж с МАКС-2015: Авиация в небе

Количество же посетивших мероприятие примерно аналогично прошлому разу — окончательных данных за 30 августа пока нет, но приблизительное количество побывавших на авиасалоне за все дни уже понятно — примерно 450 тысяч человек.

Выводы

Официальных данных по стоимости военных контрактов, подписанных на авиасалоне нет. Однако их количество очень небольшое — примерно $100 млн за 2 Ил-76, $60 млн за 4 Як-130, $90 млн за 5 «Тор-М2Э», $30−40 за «Панцирь-М», $15−20 млн за запуск испанского спутника PEZ с помощью ракеты-носителя «Днепр». Количество десантных платформ П-7, проданных Иордании неизвестно, однако их стоимость не очень велика. В сумме мы имеем примерно $300 млн. Если прибавить это к «гражданке» и мелким сделкам, то получится примерно $2,5 млрд. Для примера, на МАКС-2013 было подписано соглашений на $21 млрд, а на МАКС-2011 — $16 млрд. Последний раз такие низкие деловые результаты были в 2007 году — $3 млрд. Конечно, контракты на авиасалонах — это больше шоу, так как все они составляются заранее, но тем не менее очевиден переходный период в российском авиастроении — все реальные новинки ожидаются через 2−3 года, а многие старые разработки постепенно теряют свой потенциал на рынке. От новинок зависит судьба российского авиастроения, а не «модернизированного советского».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.02.17
Силуанову рассказали, что можно найти под подушками граждан — не деньги
NB!
27.02.17
«Книжная дипломатия» Ватикана прокладывает новые пути в Россию
NB!
27.02.17
В России механизм изъятия ребенка из семьи сделают более гибким
NB!
27.02.17
Дорога к власти на Украине лежит через Вашингтон — The Foreign Policy
NB!
27.02.17
МИД Венгрии — о санкциях против РФ: Будто мы сами себе ногу прострелили
NB!
27.02.17
«Нефть рискует упасть»
NB!
27.02.17
Сахалин со всеми удобствами. Во дворе…
NB!
27.02.17
The Guardian: «Путин у нас в головах»
NB!
27.02.17
Янукович узнал о разгоне Майдана за игрой в теннис — СМИ
NB!
27.02.17
Италия: «Россия делает из Хафтара нового Асада»
NB!
27.02.17
КНДР нельзя относить к странам – спонсорам терроризма – NI
NB!
27.02.17
Оформление трудового договора по телефону разгрузит бизнес — Роструд
NB!
27.02.17
В Литве предлагают приютить всех, кто против Путина
NB!
27.02.17
56% граждан не верят в возможность ведения честного бизнеса в России: опрос
NB!
27.02.17
В связи со сносом «хрущевок» Собянина просят доработать «закон о тишине»
NB!
27.02.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 27 февраля
NB!
27.02.17
Около 4,9 млн граждан России получают зарплату на уровне МРОТ — Голодец
NB!
27.02.17
Свердловский депутат-банкрот официально лишён диплома
NB!
27.02.17
Китайская корпорация ZTE представила первый в мире 5G-смартфон
NB!
27.02.17
ЦБ РФ предлагает поправки к законопроекту о переводе на карты «Мир»
NB!
27.02.17
Триумфаторами премии «Оскар-2017» стали «Ла-ла-лэнд» и «Лунный свет»
NB!
27.02.17
49% жертв преступлений в РФ не обращаются за помощью в полицию: опрос