10-летие со дня создания законодательного органа Йошкар-Олы - городского собрания - отметил его депутатский корпус. 12 декабря 1993 года в марийской столице состоялись выборы депутатов горсобрания первого созыва, а 28 декабря 15 избранных депутатов собрались на первую сессию. Сейчас в составе йошкар-олинского Горсобрания - 33 депутата. Еженедельник "Йошкар-Ола" на этой неделе публикует интервью с председателем городского собрания Геннадием Васильевым.

- Геннадий Валентинович, что нового вы открыли для себя, находясь на должности председателя горсобрания, в чем разочаровались, что обнадежило, чем пополнилась копилка опыта?

- Есть двоякое чувство: с одной стороны, огромное желание сделать как можно больше полезного для города и горожан, с другой - ограничение возможностей. Приоритеты очевидны: развитие муниципального образования, защита интересов жителей города. Исходя из этого принимаются решения сессии, программы, вносятся изменения в устав города. Но многое из задуманного воплощается в жизнь не так быстро, своевременно, как хотелось бы. В то время, когда я работал главным санитарным врачом города, мы владели ситуацией по всем направлениям, будь то состояние здоровья населения, окружающей среды, качество питьевой воды, торговля и так далее. Мы изучали ситуацию, проверяли городские объекты, выходили с конкретными предложениями, и они принимались.

На посту председателя одно дело - владеть ситуацией, другое - а как изменить ее в лучшую сторону? Не все делается по мановению руки. На днях обсуждали программу "Вакцинопрофилактика". Очень нужная программа. Но ее следует подкрепить деньгами. Хотя бы какую-то часть средств определить в бюджете. Я считаю, что власть должна дать положительный ответ на предложение медиков. Или взять организацию питания детей. Все понимают, что необходимо финансирование, а как сделать так, чтобы детям не крохи перепадали, а достойный кусок? Так что если говорить о пополнении опыта, то обладая огромным объемом информации, понимаешь, сколько объективных причин нужно учесть, чтобы какой-либо позитивный проект был реализован. Конечно, я не могу сказать, что проблемы горожан решаются полностью. Камнем преткновения становятся финансовые ограничения. Формирование бюджета должно идти снизу. Муниципалитет - это основное звено, которое работает с людьми, знает, что нужно в первую очередь сделать для города и его жителей.

В этом году мы попытались сверстать бюджет по потребностям муниципального образования. Для нормального функционирования городу необходимо более двух миллиардов рублей. Пока бюджет не принят. Но контрольные цифры, установленные сверху, - около 900 млн. рублей. То есть в два с лишним раза меньше. Если говорить о разочарованиях, то меня весьма тревожит ситуация с бюрократическими барьерами. Ко мне обращаются и солидные люди, достигшие высот в бизнесе, и очень бедная категория горожан. Всех их объединяет общая проблема - длительное время не могут попасть на прием к должностным лицам. Часть вопросов, с которыми пытаются пробиться горожане, требует финансовых решений, что далеко не всегда выполнимо. Но многие просьбы можно удовлетворить. Порой человека нужно просто выслушать, посоветовать, в каком ключе ему действовать, направить на консультацию к нужному специалисту, посодействовать в этом. А потом поинтересоваться, проконтролировать, как он решил свою проблему.

- Вопрос, уже набивший оскомину: почему который год не регистрируется новый устав города?

- У меня такое впечатление, что отказывают в регистрации отнюдь не по объективным, а по субъективным причинам. Ведь мы выполняем все юридические рекомендации, постоянно вносим изменения в соответствии с действующим законодательством. Логика подсказывает, что необходимо зарегистрировать Устав, а потом корректировать его, если меняются статьи законов. Устав города - "живой" документ, а его постоянно "консервирует" Регистрационная палата.

- Насколько я помню, горсобрание хотело судиться по поводу проволочек в регистрации устава...

- Мы постоянно проводим переговоры с прокуратурой по поводу юридической корректуры устава. Пытаемся решить вопрос мирным путем. Но, может быть, придется обращаться в суд.

- Геннадий Валентинович, вы упомянули о большом желании сделать для города максимум полезного. Что можно записать в актив добрых дел?

- Я считаю самым важным то, что наш город обходят стороной коммунальные катастрофы. Вопросы тепло-, энерго- и водоснабжения постоянно держатся на контроле. Ведь в городе очень много сложнейших проблем, о которых не всегда знает население. Их удается решить в коридорах власти. Много усилий прилагают руководители муниципалитета, и депутатский корпус придает первоочередное значение этим вопросам. У нас в городе серьезная подготовка к отопительному сезону, как правило, он начинается вовремя и проходит без срывов. Мы постоянно ведем переговоры с энергетиками, Минфином республики, находим компромиссные решения. Ведь не секрет, что энергодолги - огромные. Необходимо погашать реструктуризированные платежи, своевременно расплачиваться по текущим...

Наши депутаты уделяют пристальное внимание выплате заработной платы работникам бюджетное сферы. Эта тема затрагивается почти каждой сессии. Отдельная строка в работе горсобрания - нормотворческая деятельность. Здесь многое мы делаем на перспективу для следующего созыва горсобрания. Очень часто мы обсуждаем вопросы, связанные с социальной сферой. У нас создана сеть учреждений соцзащиты. Но проблема безнадзорности остается острой. Пожалуй, во время войны не было столько беспризорников, социальных сирот, сколько сейчас. Оказываем поддержку Территориальному центру социальной помощи семье и детям. Реконструируем несколько помещений для детского сада, в который направляются малыши из малообеспеченных семей. Постоянно вникаем в вопросы образования и воспитания школьников.

Ставка делается на взаимодействие депутатов, мэрии, педагогов, милиции, руководителей общественных организаций. И городские программы принимаются так, чтобы просматривались консолидированные обязательства всех сторон. Не секрет, что финансирование программ весьма скромное. Но за счет координации усилий исполнителей удается добиться результатов.

- Если мы заговорили о программах, то самое время вспомнить программу "Столица". По сути получается так, что город львиную долю налогов перечисляет в вышестоящий бюджет и незначительная часть средств возвращается в виде финансирования программы "Столица"...

- И городская власть, и депутатский корпус долго стремились к тому, чтобы увидели свет программа "Столица" и закон о статусе столицы. Наконец-то наши парламентарии этот закон приняли. По аналогичным законам в соседних республиках - Татарстане, Чувашии, Мордовии городам-столицам идет значительная финансовая поддержка. У нас возможности поскромнее. На следующий год на эту программу предусмотрено более 23 млн. рублей. Это не то, что хотелось бы, но тоже хорошо. Я считаю, что координация усилий города и республики по исполнению этой программы даст свои результаты.

- Эффективность работы депутатского корпуса оценивают не только органы власти, но и люди, которые избрали депутатов. Скажите, каким образом строится обратная связь с избирателями?

- В городское собрание поступило более 300 устных и письменных обращений. Я могу сказать о динамике доверия избирателей. Меня радует, что наши горожане не только критикуют, хотя я позитивно отношусь к критике, но и идут с дельными предложениями. Например, мне очень импонирует инициатива жителей по благоустройству дворовых территорий. Если говорить в процентном отношении, те 60-70% обращений удовлетворяются. Например, жители просят содействия, чтобы в подъездах домов были. установлены железные двери. При поддержке администрации города это сделано. Много предложений горожан по благоустройству набережной Кокшаги, частного сектора, тех микрорайонов, где во время паводка идет подтопление домов.