В прессе новое падение котировок нефти и, вследствие этого, 45%-я девальвация рубля, если считать с мая 2015 года, названы «кризис 2.0».

nationalgeographic.it
Дерево на убой.

На первый взгляд, ситуация, развивающаяся в августе 2015 года, схожа с обвалом рубля в декабре 2014 года. Однако это только поверхностное представление: на самом деле ситуация в корне иная. И, как показывают фондовые индексы, а пока это единственные, из-за своей оперативности, индикаторы положения в экономике, реакция российского рынка на «кризис 2.0» также имеет новую, следующую продвинутую версию.

Рублёвый индекс ММВБ в декабре упал с 1665 до 1390, сейчас же ММВБ торгуется в диапазоне 1660−1700 пунктов. Валютный индекс РТС в декабре прошлого года рухнул до 630 пунктов при стоимости рубля 68,32 р/$. На этой неделе при котировке рубля 70 р/$ РТС находился в районе 750 пунктов, то есть валютная стоимость российских активов стала выше на 20%, по сравнению с декабрём пришлого года. И при этом и ММВБ, и РТС сейчас не показывают той отрицательной динамики, которую показывают зарубежные фондовые индексы. Например, американские Dow Jones и S&P500 рухнули на 17% и 12%, соответственно, немецкий DAX опустился на 15%, индекс Шанхайской фондовой биржи падает уже третий месяц подряд, потеряв 40%.

Динамика российских фондовых индексов говорит о том, что на общемировом фоне российская экономика, даже при стоимости нефти $40 за баррель, имеет запас прочности. Российский рынок на данный момент учёл в себе все неблагоприятные факторы вплоть до падения нефти ниже $40 и курсовой стоимости рубля 75 руб./$ при сохраняющейся инфляции.

При этом отрицательные моменты, связанные с влиянием дешевого рубля на российскую экономику, нивелируются объективными, и, судя по всему, долгосрочными внешними факторами. В течение последних двух лет валюты всех развивающихся стран упали на 30−70%, при таких условиях, даже с дорогой нефтью, для защиты внутреннего рынка и производителя девальвация рубля была бы необходима. Сам же дешёвый рубль, до определённых уровней, способствует развитию российской промышленности и экспорта. В то же время на экономику, а в этом сейчас согласны все российские экономисты, негативным образом влияет высокая инфляция, которая, не без помощи правительства России, привязывается к курсовым падениям рубля. О влиянии курса рубля на инфляцию, его уровнях, которые рынок уже учёл, и спекулятивной составляющей в росте цен было подробно сказано в материале Спекулянты: Правительство РФ и продавцы нагнетают потребительскую панику.

Запас прочности российской экономики не вечен, да и сам этот запас обусловлен падением экономики до тех уровней, с которых ниже, при прочих равных внешних экономических условиях, падать некуда. При этом по таким параметрам, как производительность труда, российская экономика сейчас сбалансирована. Падение цен на нефть увеличило долю ненефтяного экспорта, а дешёвый рубль только способствует его росту. Эффект дешёвой нефти не отразился отрицательно и на положительном уровне сальдо текущего счёта, он по-прежнему равен $50−70 млрд.

Однако локальный российский «кризис 2.0» является эхом мирового «кризиса 2.0», о котором с каждым днём приходит всё больше и больше сообщений как о глобальном кризисе перепроизводства или торговом кризисе. Эта новая волна кризиса пока также влияет на нефтяные котировки.

Биржевые аналитики с трудом прогнозируют даже на ближайшие полгода стоимость нефти, однако большинство из них считает, что цена на уровне $40 продержится не более чем полгода, опускаясь в процессе до $36−34. Правда, некоторые экономисты предупреждают, что нефть может уйти и ниже — до $30−28. Однако резкий отскок котировок от $40 до $46 и начало сокращения производства нефти в США при её стоимости $55 говорит, что столь низкой, как $30−28, цена может оказаться только при самых неблагоприятных условиях в мировой экономике.

Сейчас Россия находится в уникальном положении. Прошлогоднее падение цен на нефть и санкции Запада против России привели к началу кризисной диверсификации экономики почти на год ранее, чем поднялась вторая волна мирового кризиса. В результате в нынешней ситуации российский рынок выглядит гораздо устойчивей, чем рынки многих развивающихся и развитых стран, где сейчас наблюдается обвал фондовых котировок. Сохранение на нынешнем уровне профицита сальдо текущего счёта позволяет России полностью покрывать выплаты по внешним займам, что делает рубль достаточно крепкой и надёжной валютой, особенно на фоне валют развивающихся стран.

Сейчас отток стран с развивающейся экономикой обусловлен спекуляциями вокруг возможного повышения ставок ФРС. Однако в ближайшие 2−3 месяца инвесторы начнут искать возможности для вложения своих финансов. Наиболее привлекательными будут страны, способные предложить масштабные инфраструктурные проекты, гарантирующие возврат капиталов и стабильную финансовую систему. При этом инвесторы только будут приветствовать жёсткий нелиберальный контроль государства за потоками капитала, инфляцией и курсовой стоимостью национальной валюты. Однако именно в этих вопросах правительство и ЦБ России занимают непреклонную позицию экономических либералов.