Белорусским ткачихам следует думать не об обесценивании их заработков, а о наличии рабочего места и трате белорусских рублей на приобретение белорусских товаров. Об этом 27 августа заявил Александр Лукашенко, выступая перед работниками госпредприятия ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Лукашенко сообщил, что ведётся «финансовая война», и поэтому следует не скупать иностранную валюту, а доверять постоянно обесценивающемуся белорусскому рублю, который в нынешнем году уже успел обесцениться на треть к доллару США. Руководитель постветской республики пытался вселить оптимизм в пролетариев, пообещав им «посмотреть» на итоги года и перспективы того, как «выкарабкиваться из этого положения».

«Поэтому напрягайтесь до предела», — посоветовал Лукашенко. Он также призвал работников ткацкого предприятия покупать белорусские товары, чтобы не тратить дефицитную инвалюту, столь необходимую для строительства президентских дворцов и покупки представительских иномарок чиновникам разных уровней.

Говоря о важности импортозамещения и проблемах на валютном рынке, Лукашенко запутался и попросил своих подчинённых пояснить, каких товаров на прилавках останется меньше, если не «отпускать цены» — импортных или белорусского производства. В итоге он сообщил, что повышение цен неизбежно, иначе импортные товары исчезнут.

Лукашенко призвал покупать товары белорусского производства и не отдыхать в течение ближайших лет за границей. Он также призвал «не бегать по обменникам», чтобы не создавать «лишние проблемы».

Приводя пример необходимости девальвации, Лукашенко почему-то назвал Казахстан «ближайшим партнёром» Белоруссии, хотя ни по объёмам взаимной торговли, ни географически партнёр официального Минска по Евразийскому союзу таковым не является. Он отметил, что за последнее два года Казахстан и Россия три раза «обвалили» свои валюты, и поэтому проблемы белорусского «зайчика» якобы отражают воздействие внешних факторов, а вовсе не являются результатом «ручного управления» белоруской экономикой в процессе построения «рыночного социализма».

«Наш ближайший партнер Казахстан, по-моему, третий уже раз за последние два года обвалил — вот разово девальвировал свою валюту. И это страна, которая сидит на полезных ископаемых. Вы видите, что происходит в России: за последние два года в три раза обвалилась валюта. И, казалось бы, конца-края нет, но пошло какое-то там — стабилизация, скажем, какая-то пошла. Сегодня уже страны не думают о том, что будет в результате того, что девальвируется валюта — они уже не думают об этом. Они думают о том, как удержаться в этом бурном потоке, не остановить производство и хоть ну на минимум пройти этот период. Он преодолим, так все время не будет. Сколько будет тянуться это — полгода, год — это никто не знает», — проинформировал Лукашенко.

«Если раньше, вот вам искренне говорю, ну просто меня трясло, когда я видел изменения этих курсов валют и прочее, сегодня меня волнует больше другое, — сообщил Лукашенко. — Удержаться бы!».

Особое внимание руководитель постсоветской республики уделил ситуации на валютном рынке, где за последний месяц резко вырос спрос на иностранную валюту, а белорусский рубль стремительно теряет позиции по отношению к доллару США и евро. «Вы, наверное, знаете, я еще раз хочу повторить: мы не будем искусственно сдерживать курс национальной валюты по отношению к другим валютам, и мы это не делаем», — сказал Лукашенко.

«Потому что если мы начнем их сдерживать и как-то пытаться этим сдержать инфляцию, помочь чему-то и так далее — не те времена, — сказал он. — Мы опять придем к тому, что нам разово придется на 30% девальвировать валюту. Поэтому у нас введен плавающий курс давно».

По словам Лукашенко, руководство Белоруссии раньше, чем коллеги из Казахстан и России стало снижать курс белорусского рубля, «чтобы не сжечь золотовалютные резервы», в которых около 30 т золота, которое «дешевенькое было». Он заявил: «Я вам клянусь, что мы ничего не делаем для того, чтобы сдерживать, или же усиливать, или ослаблять национальную валюту. Будет больше валюты — будет ниже курс. Будет высокий спрос, валюты не будет — вы знаете, что будет. Вот поэтому я езжу и прошу: надо экспорт, экспорт, экспорт. Надо продавать, чтобы было больше в стране валюты».

По мнению Лукашенко, барановичской фабрике ранее была оказана достаточная господдержка, поэтому трудовому коллективу следует снизить на 10% себестоимость, а не думать о повышении зарплат, решении квартирного вопроса и т.д. Он поручил трудовому коллективу госпредприятия не только наращивать экспорт, но и полностью обеспечить рынок внутренний, захваченный зарубежными конкурентами. Он подчеркнул: «Мы не должны покупать по импорту то, что производим сами!».

Как сообщало ИА REGNUM, весной 2015 года Александр Лукашенко провёл несколько совещаний, на которых обсуждалась тяжелая ситуация в лёгкой промышленности. Посещая 17 марта минский рынок «Экспобел», руководитель постсоветской республики распорядился привлечь индивидуальных предпринимателей к реализации белорусского неликвида, сковавшего оборотные средства госпредприятий на складах, а также обеспечить «ИП-шников» импортным товаром с государственных оптовых баз.

Также напомним, 17 июля Лукашенко провёл совещание по проблемам крупнейших белорусских госпредприятий, специализирующихся на выпуске тканей — ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно». Лукашенко напомнил о своих поручениях модернизировать данные предприятия и отвоевать внутренний рынок постсоветской республики, где доминируют производители из Азии. По мнению ряда экспертов, реализовать эти задачи без изменения сложившейся в постсоветской республике системы вряд ли получиться, поэтому самым ожидаемым шагом властей является ужесточение правил ввоза и реализации импортной продукции.