Основные направления, которые сегодня превалируют в федеральных государственных образовательных стандартах — это работа с текстами на уроках русского языка и формирование читательской компетентности. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM сообщила старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (СКИРО ПК и ПРО) Оксана Ухтинская, комментируя новые подходы к преподаванию русского языка и литературы в школах России, которые формируются на основе разрабатываемой единой концепции преподавания.

«Это те направления, которые будут реализованы всеми учителями-предметниками. Но если по другим предметам будет идти работа с информацией, то на уроках русского языка — с текстами. На каждом уроке должен присутствовать текст, дети должны научиться его анализировать комплексно и далее научиться работать с различными типами чтения: углубленное, ознакомительное, просмотровое», — отметила эксперт.

«Все эти виды должны быть изучены детьми, поскольку это станет основой для составления проекта. Согласно стандартам в течение пяти лет с 5 по 9 классы обучаемые должны создать как минимум один проект. В нем должны быть соблюдены языковые и речевые нормы, и соответственно, умение работать с литературой, как метапредметный результат», — сообщила специалист.

Ухтинская рассказала, что на эти цели не отводятся отдельные часы, но учителя должны отрабатывать отдельные компоненты на каждом уроке. Это, например, умение работать над проблемой, формулировать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, составить список источников. Все это необходимо оформить в хороший доклад и представить на защиту.

«Главная задача проектной деятельности в том, чтобы сформировать у детей интерес к изучению русского языка. Поэтому при отборе тем, проблем, которые будут решаться в проекте, главное, чтобы ребенку это было интересно, актуально и чтобы было под силу детям», — пояснила эксперт.

«Если мы говорим о госстандартах, то предусмотрена вариативность обучения в зависимости от пятидневного или шестидневного обучения. Мы рекомендуем оставить количество русского языка пять часов, увеличить количество часов, отводимых на литературу за счет школьного компонента, предусмотренных резервов, для того, чтобы заложить и сформировать читательскую компетентность школьников», — рассказала преподаватель СКИРО ПК и ПРО.

«Если мы говорим о концепции преподавания филологического образования, которая сейчас в разработке, там, дети должны уметь грамотно читать, уметь вычленять все слои текста и смысловые и ценностные и выразительность автора ит.д.», — отметила она.

Ухтинская рассказала, что современная программа по литературе включает в себя конкретный перечень, но и оставляет учителю поле для собственного подхода, вариативность: «Три варианта, по которым учитель может вести обучение, — это связанный с литературными направлениями, либо с творчеством конкретного писателя, либо с конкретным произведением. Учитель волен выбирать сам. При этом он может выбрать один или несколько учебников».

«Но основная задача — читательская компетентность: научить грамотно читать, извлекать из любого текста максимальное количество полезной информации под разным углом. Поэтому основное направление работы — формирование метапредметных результатов. В данном случае, дети читая текст должны решить ряд различных задач: увидеть разницу между научным и другим текстом, связать текст с иллюстративным рядом, сформулировать собственное определение каких-то понятий», — рассказала эксперт.

Как рассказала специалист, учитель в своих рабочих программах может полноценно проявить себя как творческий человек. В его руках всё — от выбора учебно-методического комплекта, по которому он будет работать, до определения количества часов, выделяемых на конкретные темы, опираясь на собственный опыт.

Отвечая на вопрос о том, как будут решаться в соответствии с новой концепцией такие проблемы, как перегруженность программ по литературе, возрастное несоответствие изучаемых произведений, увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики, отсутствие современной детской и подростковой литературы в программах, эксперт сказала: «Мы с вами должны понимать, что дети читают до 25 лет, а осмысление литературных произведений начинается после 30-ти. Поэтому как бы мы с вами не хотели, дети не имеют жизненного опыта, и произведения классиков для их понимания достаточно сложны. Но мы понимаем, что русская литература — это, прежде всего, философское осмысление жизни».

Многие родители сегодня действительно жалуются на то, что дети не понимают ряда понятий в литературных произведениях классиков. Но все зависит от профессионализма преподавателя. Его задача показать, что в жизни все может меняться, но нравственные ситуации в России остаются неизменными, считает преподаватель СКИРО и ПРО.

«Давайте посмотрим на Раскольникова. Неужели сегодняшний студент не испытывает финансовых трудностей? Достоевский нам говорит о том, как можно решить эту проблему, и к чему это приведет. Казалось бы, Раскольников наказал старушку и кардинально решил свою проблему, но он разрушил самого себя как человека. То же самое современные студенты. Если сегодня студенты продают наркотики и торгуют своим телом, они получают деньги, но разрушают самого себя. Ситуация в корне изменилась? Нет. Поэтому говорить о том, что литература очень оторвана от жизни будет неправильным», — рассуждает специалист.

При этом Ухтинская отметила, что детям нужна помощь родителей в осмыслении литературных произведений и грамотная подача материала учителем.

«Количество часов на литературу неуклонно сокращается и мы похожи на пассажиров, которые едут в скором поезде… При этом программы разрастаются, и мы хотим объять необъятное. Поэтому задача учителя — не столько растолковать, сколько дать инструменты для понимания. На это работает и русский язык», — подчеркнула она.

Эксперт подчеркнула, что отказаться от изучения Пушкина, Достоевского мы не можем, но по новым стандартам ученик изучает произведения классиков со словарем. Осторожны также преподаватели с выбором для изучения современной литературы, не прошедшей проверку временем.

«Хотя мы не исключаем прочтение современной литературы в рамках изучения свободной темы. Хорошо в этом плане у нас представлено изучение региональной литературы. Дети пишут проектные работы на эти темы и опираются на них при написании сочинений на свободные темы», — добавила эксперт.

Ухтинская не поддерживает инициативу об ужесточении аттестационных требований к преподавателям русского языка и литературы: «Ужесточать нормы к учителям русского языка бессмысленно, потому что они формируют гражданскую идентичность в нашей стране среди обучающихся, бережное отношение к русскому языку. Не случайно сейчас первый урок во всех классах будет посвящен именно русскому языку: месту русского языка в системе других языков, истории возникновения, богатству русского языка».

«Сейчас перед учителями русского языка, как не перед какими другими предметниками, стоит двуединая задача — сформировать бережное отношение к русскому языку как государственному и языку межнационального общения, и вторая задача — метапредметный подход к русскому языку, когда язык сам себя познает каждый год. Это свойственно только русскому языку. Мы на нем говорим и познаем окружающий мир и при этом на уроках русского языка мы все глубже погружаемся в законы и богатство языка. Поэтому учителя русского языка и литературы, как никто другой, берут на себя львиную долю функций по воспитанию личностных качеств учащихся, духовных ценностей, формируя понимание русского языка и уважение к нему», — заключила эксперт.