«Не нужно создавать один универсально-идеальный учебник»

Уроки русского языка школьники не очень любят, потому что воспринимают их как что-то неживое, нефункциональное, оторванное от реальности

Новосибирск, 27 августа 2015, 09:58 — REGNUM  «Основными проблемами нынешней системы преподавания русского языка и литературы, по моему мнению, является отсутствие мотивации и интереса к предмету со стороны учащихся и практически полная оторванность от реальности», — сказала руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец, комментируя ИА REGNUM сообщение о том, что учебники русского языка и литературы для школ РФ могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новые подходы к языку и литературе в школах России: Маневры и разрывы

Ребковец отмечает, что преподавание литературы строится на анализе текста, призвано дать прописные истины и однозначные ответы, хотя умение работать с текстом, навыки постижения литературного произведение, понимание литературного процесса возможны только в самостоятельном поиске ответа. «Задачей преподавания литературы, в первую очередь, является: привить любовь к чтению, дать мотивацию к чтению и самостоятельному поиску ответов, научить мыслить и анализировать. Именно в этом направлении и стоит развивать концепцию преподавания литературы, создавать соответствующие этим задачам учебные пособия», — считает руководитель проекта «Тотальный диктант».

Эксперт также подчеркивает, что русский язык часто является для школьников далеко не самым любимым предметом и воспринимается как что-то неживое, нефункциональное, оторванное от реальности. «Такой схоластический подход, естественно, приводит к тому, что заинтересовать школьника изучением русского языка, объяснить, почему важно его изучение (кроме обязательного ЕГЭ по предмету) крайне затруднительно. Сравните эту ситуацию с изучением иностранного языка, который, как правило, изучают с интересом, понимая при этом значимость предмета для построения будущей карьеры, развития человека как личности. Как и преподавание иностранного языка, преподавание русского языка в школе должно быть построено не на заучивании правил и исключений, а на овладения конкретными языковыми навыками, которые отвечают потребностям современного общества: умение создавать, анализировать и редактировать тексты разного назначения (резюме, аналитическая записка, деловое письмо, информационное письмо и т. п.), грамотная письменная и устная речь. Устной, кстати, в современной школьной программе внимание практически не уделяется, а навык грамотного, логичного и последовательного изложения своих мыслей на русском языке является одним из ключевых практически для любой сферы деятельности и, по моим наблюдениям, сегодня этот навык общество стремительно утрачивает», — пояснила свою позицию Ребковец в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM.

Депутат горсовета Новосибирска Ирина Путинцева и действующий учитель русского языка также считает, что сегодня абсолютно не работают правила, когда «выучил тему и вставил буквы».

«Дети сегодня растут в другом информационном поле. Очень важно, чтобы у них была возможность мыслить, думать и анализировать, смотреть в тексте, какие слова употребляются и какие значения имеют. И я думаю, вариантов учебников можно найти очень много. Части речи не изменились, части слова не изменились, знаки препинания тоже. Предмет можно вести на основе любых учебников, просто их нужно насыщать, разговаривать с детьми, смотреть, что им интересно, например через игру, через интерес. Для любого урока, не зависимо от предмета, главным остается личность учителя, который сам развивается, смотрит, читает. Тем более сейчас такие возможности: и смарт-доски, и компьютерные технологии. Но самое главное, как ты с детьми общается, насколько ты любишь свой предмет и детей, и насколько ты грамотно доносишь русскую речь», — сказала Ирина Путинцева. Она подчеркнула, что невозможно научить детей мыслить, говорить, даже современным языком, без изучения классиков. «Мы можем даже убирать каких-то авторов, но произведения Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Толстого, Чехова изучать нужно, и их изучать всему миру не скучно. Историю знать надо. Если мы историю знать не будем, то и будущее не построим, об этом еще Лихачев говорил. А вот современные формы должны использоваться, формы должны меняться. Роль учителя всегда была важна и важна до сегодняшнего времени. Такие классические вещи, я думаю, сохранятся на века, а вот формы обучения, которые сегодня связаны с IT-технологиями, будут и должны совершенствоваться», — считает депутат.

При этом эксперты сходятся во мнении, что сама концепция и корректировки должны пройти широкое обсуждение как профессиональным сообществом, так и общественностью, в которую входят и школьники с родителями.

«Очевидно, что при этом невозможно, да и не нужно создавать один универсально-идеальный учебник: у преподавателя и у учащихся должна быть возможность выбора, чтобы учебник соответствовал уровню и задачам школьников и педагогов. Важной задачей при этом является также поддержание и постоянное повышение профессионального уровня самих преподавателей», — заключила Ольга Ребковец.

А Ирина Путинцева отметила, что средний возраст многих сегодняшних учителей «уже второй половины жизни». «И педагогам, которые учили, как правильно, традиционно, классически, перестраиваться будет сложно», добавила она.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.