25 августа состоялось открытие XII международного аэрокосмического салона МАКС-2015. В первый день мероприятие посетил президент РФ Владимир Путин и другие представители руководства страны, а также иностранные делегации. Были подписаны контракты и сделаны важные заявления. Представляем обзор наиболее примечательных событий первого для МАКС-2015.

Дарья Антонова ИА REGNUM
ЯК-130.

Подписаны контракты на Sukhoi SuperJet-100

АО «Гражданские самолеты Сухого» подписали с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) контракт на поставку 32-х «Суперджетов», с опционом на ещё 28 самолётов. Заказчик должен получить самолёты в течение периода с 2015 по 2017 год.

Сама же ГТЛК подписала договоры с Авиационной транспортной компанией «Ямал» и казахской авиакомпанией «SCAT» на аренду 25 и 15 SSJ-100 соответственно.

Отметим, что продажи ближнемагистрального пассажирского самолёта SSJ-100 являются ключевыми для российского гражданского авиапрома, так как альтернативы ему пока нет — это единственная машина в крупносерийном производстве. Для рентабельности проекта необходимо почти вдвое увеличить выпуск самолёта — с 34-х в год (в 2014 году), до примерно 60 в год. В этом «Сухому» может помочь снятие санкций с Ирана, который желает вложить в гражданскую авиацию до $20 млрд. Вице-президент Ирана Сорен Саттари выразил заинтересованность в закупке самолётов и, возможно, в частичном его производстве на территории Ирана.

Военные контракты: «Тор-М2К» Белоруссии, «Панцирь-М» и системы РЭБ российской армии

Россия поставит Белоруссии 5 единиц зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности «Тор-М2К», согласно подписанному контракту. Система может обстреливать одновременно до 4 целей на дистанции до 15 км. Данная модификация ЗРК «Тор» производится в кооперации с белорусской стороной — шасси системы производит «Минский завод колёсных тягачей». Вообще на МАКС достаточно часто прослеживалась кооперация с Белоруссией — к примеру, созданный концерном «Алмаз-Антей» беспилотник радиолокационной разведки вертолётного типа использует белорусский базис вертолётного БПЛА, на который «навешана» российская полезная нагрузка — камеры и радиолокационная станция. В белорусских же проектах немало российских компонентов. Тем не менее впадать в зависимость от кого бы то ни было глупо — опыт отношений с Украиной всегда надо держать в уме.

Был подписан контракт на поставку российской армии морской версии зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-М». Система может обстреливать воздушные цели как из пушек, так и с помощью зенитных ракет, на расстоянии до 16−18 км.

И наконец, состоялась официальная передача Вооружённым силам РФ крупной партии систем радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ», устанавливаемых на вертолёты, и наземных систем РЭБ «Красуха». Комплексы применяются для радиоэлектронной разведки и подавления радиолокаторов и средств связи противника, что является очень важным элементом современной войны.

Европейский Airbus демонстрирует новый авиалайнер A350 и вертолёт H225M

Несмотря на кризис в отношениях между Западом и РФ, Airbus традиционно привёз свои новинки на МАКС-2015. На этот раз это новейший широкофюзеляжный пассажирский самолёт A-350, эксплуатация которого началась только в январе 2015 года, а также многоцелевой вертолёт H225M в арктической модификации, предназначенный для работ на шельфах. A-350 должен будет провести демонстрационный полёт в рамках авиасалона. Французский гигант поступил прагматично — и получил возможности представить продукцию в отсутствие премьер от основного конкурента — Boeing, который не привёз ни свой Boeing-787 Dreamliner, ни Boeing-777.

Импортозамещение украинской продукции

Представители «Объединённой двигателестроительной корпорации» заявили в ходе авиасалона, что отныне двигатель АИ-222−25, устанавливаемый на новейшие учебно-боевые самолёты Як-130, полностью производят в РФ. Таким образом, процесс замещения украинской продукции в авиастроении идёт заметно быстрее, чем в кораблестроении, где в России не предпринималось почти ничего для создания своих корабельных двигателей, до того момента как Украина разорвала сотрудничество в сфере ВПК с РФ.

Внесение ясности в отношение перспективных самолётов

Стало известно, что перспективный российский среднемагистральный авиалайнер МС-21 сохранит своё название, хотя ранее заявлялось, что его переименуют в Як-242. Сохранение названия объяснили тем, что самолёт будут продвигать на зарубежных рынках, где бренд «Як» малоизвестен.

Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА) же получил новое название — Ил-106. Грузоподъёмность машины будет достигать 80−100 тонн, первый полёт планируется в 2024 году. В перспективе Ил-106 должен будет заменить транспортники Ан-124 «Руслан» и Ил-76.