В Чувашии второй год подряд на различных уровнях много говорят о брендировании республики, приглашая к обсуждению как местное сообщество, так и нанимая за бюджетные средства иногородних специалистов. Чиновники отчитываются о проделанной работе, которая за это время свелась к созданию некого логотипа Чувашии, вызвавшего критику среди общественности. Дальше данного наброска дело не пошло, при этом те же самые чиновники с равнодушием проезжают по федеральной трассе мимо полуразрушенной стелы с гербом Чувашии, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Стела на въезде в Чувашию. Фото Юрия Пичугина

На сегодня единственный продукт чиновничьих потуг по формированию бренда региона — представленный в июне логотип Чувашии, разработанный иногородней группой под руководством бывшего журналиста, а ныне бизнесмена Антона Хрекова. Логотип, отображающий по замыслу разработчиков Волгу, солнце, кислород и леса, назвали очень сложным и неоднозначным. Тема была подхвачена на местных форумах и блогах, где было высказано немало критики и предложены альтернативы. Например, в качестве варианта пользователи предложили радушного и открытого человека с распростёртыми объятиями, со слоганом «Открываю сердце».

Заявляя о важности-значимости-ценности работы по созданию бренда, в то же время чиновники с безразличием наблюдают, как на въездной стеле на федеральной трассе возле Чебоксарской ГЭС разрушается герб — государственный символ Чувашии. Это волнует только эстетов, переживающих за родину.

«Ещё три года назад ураганным ветром снесло обрамление герба — дугу, где написано «Чувашская Республика» на русском и чувашском языках. Чиновники делают вид, что не замечают — о каком бренде с таким отношениям к государственной символике можно говорить?», — оставляет вопросы бывший главный художник Чебоксар, автор многих символик и талисманов официальных мероприятий (например, Кубка Европы и мира по спортивной ходьбе, Дня Республики) Юрий Пичугин. И вспоминает, что когда при прежнем чувашском правительстве с въездной надписи с ульяновского направления слетела одна буква, то уже на следующий день посыпались звонки от чиновников, «и мы в экстренном порядке со всем ответственными службами восстанавливали». Художник подчёркивает, что въездные «ворота» — лицо республики, с которых складывается отношение к региону.

Юрий Пичугин высказал мнение, что имиджевую политику в Чувашии фактически заместили разовыми акциями и массовыми мероприятиями, а распиаренный недавно труд по брендированию региона больше напоминает имитацию работы со стороны чиновников. Большой творческий потенциал региона — как в лице ежегодно выпускаемых из вузов многочисленных художников и дизайнеров, так и известных авторов — практически не задействован, данный ресурс власти не интересен. Это касается не только формирования имиджа региона, но и в целом повседневной жизни. К примеру, один из практично-показательных образцов — «безвкусные, безыдейные, скучные» предвыборные агитационные материалы баллотирующихся кандидатов, наштампованные по давним шаблонам.

Отметим, что в 2008 году в Чувашии ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук Александр Согомоновзаявлял, что город может стать успешным, если у него есть брэнд: «Город — это товар, то, что продается, а брэндовый город — то, что покупается». В брэндовом городе часть работы по привлечению капитала выполняет сам брэнд. При этом при создании образа города нет ничего второстепенного, любая деталь может сработать как «за», так и «против» задуманного нами образа. Так, например, важно и созвучие, и скрытые смыслы названий: «здесь главное условие — глаз, ухо, рот должны воспринимать их положительно». Зацепочку в создании типа, ауры и пространства Чебоксар Александр Согомонов дал: всмотревшись в карту-схему города, социолог увидел — ни много ни мало — мудру (сакральный жест в буддизме) знания.

Между тем, по мнению эксперта, положение брэндингового города (который ищет брэнд) в каком-то смысле лучше, чем города брэндового (который уже имеет его). Ведь брэнд, привлекая средства в город, с одной стороны, с другой стороны словно «запечатывает», заставляя город работать на себя: «Тяжело представить Суздаль центром развития нанотехнологий».

Социолог предложил «найти в городе «точки страсти» и начинать их изменять, чтобы все внимание общественности и СМИ начало концентрироваться вокруг этих вещей». Признак брэндового города — содержательность и индивидуальность, общепринятая легенда, четкие символы и знаки, «привлекатели» — пусть одна — две, но яркие, вплоть до фантастичности идеи. Так, полушутя, Согомонов упомянул о знаменитой свалке, раскинувшейся между Чебоксарами и Новочебоксарском: «Такой свалки нет нигде, надо холить и лелеять ее, а не уничтожать, чем не брэнд?». Если же говорить серьезно, то брэнд — это своего рода режим преданности горожан своему городу. Когда каждый житель столицы сможет сказать: «Я живу в Чебоксарах, потому что этот город подчеркивает мою индивидуальность!»