Снос последнего исторического корпуса Суконной фабрики Бахрушиных в Кожевниках — свидетельство либо беспомощности московских чиновников в проведении в жизнь своих же постановлений, либо об отсутствии желания это делать. Такой позиции придерживаются активисты общественного движения «Архнадзор», по словам которых снос здания — очередной пример того, что разрушение исторического центра Москвы продолжается, и законодательное обоснование этих сносов — под большим вопросом.

yamoskva.com
Фабрика Бахрушиных.

Напомним, корпус XIX века Суконной фабрики Бахрушиных в Кожевниках по адресу: Кожевнический проезд, 4, стр. 3, был снесен 14−16 августа 2015 года. Как сообщал корреспонденту ИА REGNUM градозащитник Андрей Новичков, снос был произведен по уже привычной, к сожалению, схеме: строительная техника была подогнана на участок в выходной день, к понедельнику работы по сносу были практически завершены. На площадку не пускали не только общественников, пытавшихся предотвратить, а затем остановить разрушение памятника, но и представителя власти — чиновника городского ОАТИ, который в результате смог попасть на площадку лишь с помощью прибывшего на место наряда полиции. По словам градозащитников, рабочие смогли предоставить только один документ: ордер ОАТИ г. Москвы на оборудование строительной площадки, согласно которому вокруг участка можно было возвести забор и завезти строительные бытовки, но не разрушать здание. Этот ордер был аннулирован представителем ОАТИ, но спасти памятник эта мера уже была не в состоянии. В настоящее время здание фабрики утрачено.

«Ни полиция, ни департамент культурного наследия Москвы, ни правительство Москвы не остановили незаконных работ по сносу здания. Это свидетельствует либо о полнейшей беспомощности городских властей в проведении в жизнь своих же постановлений, либо об отсутствии желания это делать», — резюмировали координаторы «Архнадзора». По словам общественников, в сложившейся ситуации властям города следовало бы применить к застройщикам, осуществившим незаконный снос корпуса фабрики Бахрушиных, установленную городскими же властями меру воздействия: отозвать ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка) и разрешения на строительство в Кожевническом проезде — как справедливого наказания за нарушение московских нормативных актов и градостроительный вандализм.

Общественники напомнили, что снос фабрики Бахрушиных — далеко не единственный за последние месяцы пример подобного «вандализма». «30 июля был без всякого разрешения властей снесен корпус Барыковской богадельни в Хамовниках (XIX в.; Барыковский пер., 4). В середине июля на территории комплексного объекта культурного наследия — поселка «Сокол» разобран дом 1920-х гг., построенный по проекту братьев Весниных (ул. Поленова, 1/14). 27 июня снесено здание автомобильных гаражей начала ХХ века (Садовая-Каретная ул., вл. 22). В июне 2015 г. снесены жилой флигель усадьбы XVIII—XIX вв. (Б. Харитоньевский пер., 19, стр. 1); деревянный дом рубежа XIX—XX вв. в Симонове (ул. Ленинская Слобода, 21/3); несколько построек 1950-х гг., входивших в комплекс ВДНХ», — напомнили в «Архнадзоре». Никакого наказания для застройщиков в этих случаях не последовало, констатировали градозащитники. Что же это, задаются вопросом общественники — безразличие чиновников или двойные стандарты в отношении недобросовестных застройщиков?