Убийство имама мечети села Иркаглы Ставропольского края Замирбега Махмутова по своему резонансу не выйдет на пределы края. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал дагестанский журналист, обозреватель еженедельника «Свободная республика» (Махачкала) Эдуард Уразаев. По его мнению, в целом ситуация с межрелигиозными и межконфессиональными отношениями на востоке Ставрополья, где было совершено данное преступление, в последнее время имела тенденцию к стабилизации, и данный трагический инцидент ее не изменит.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 20 августа на востоке Ставрополья был убит имам села Иргаклы Замирбег Махмутов. Убийство произошло в селе Каратюбе Нефтекумского района края. Имам был обнаружен убитым со множественными ранениям. Восток Ставропольского края отличается сложностью этнического состава населения. Там проживают русские, ногайцы, а также выходцы из соседних северокавказских республик. Этот район в последние пять лет нередко оказывался в центре внимания федеральных СМИ в связи с земельными конфликтами, а также скандалом вокруг запрета местным школьницам посещать занятия в хиджабе. Ситуация на востоке Ставрополья неоднократно становилась предметом активного общественного обсуждения в республиках Северного Кавказа, особенно в Дагестане.

Уразаев отметил, что по земельным вопросам в последнее время был налажен межрегиональный диалог между Дагестаном и Ставропольским краем. Что касается громких скандалов, связанных с религией, то они большого внимания со стороны мусульманских структур северокавказских республик не получали. «Насколько я вижу, события, связанные с религией, оставались внутри Ставропольского края, изредка выходя на федеральный уровень. Отчасти, наверно, это связано с тем, что проблемы на Ставрополье возникали в основном у местной салафитской общины, которая зачастую не имеет поддержки в региональных Духовных управлениях северокавказских республик, состоящих из идеологических противников салафитов — суфиев. Гораздо острее стояли в Ставрополье земельные вопросы, когда занимающиеся там скотоводством дагестанцы не могли на законных основаниях оформить аренду земли. Однако и эти проблемы были частично налажены. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым, и они подписали договор о взаимоотношениях, обговорили спорные вопросы», — отметил эксперт.

По мнению Уразаева, трагедия в Нефтекумском районе является тревожным сигналом для востока края, где значительную долю населения составляют мусульмане, однако те, кто совершил это убийство, не смогут переломить тех позитивных изменений, которые идут здесь.

Дагестанский общественный деятель Абакар Абакаров в интервью ИА REGNUM согласился с тем, что благодаря диалогу между властями Ставрополья и Дагестана ситуация на востоке края в последнее время улучшилась. Однако он отметил также, что убийство имама становится в один ряд с другими резонансными событиями, связанными с мусульманским сообществом Ставропольского края. К таковым общественник отнес ряд уголовных дел, обвиняемыми по которым были мусульманские активисты, и совершавшиеся ранее в крае убийства религиозных деятелей (в феврале 2013 года в результате взрыва автомобиля погиб заместитель муфтия края Курман Исмаилов). «На муфтия Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимова оказывалось постоянное давление, после чего он обратился с письмом о помощи к президенту РФ», — напомнил Абакаров.