Очередной «рейтинг демократии», опубликованный международной организацией Freedom House, вызывает сомнения в своей объективности на примере Эстонии, получившей второе место в списке 29 государств бывшего социалистического лагеря Центральной и Восточной Европы. Об этом сегодня, 24 августа, сообщили ИА REGNUM в эстонской правозащитной организации «Китеж» со ссылкой на его руководителя Мстислава Русакова. «Хотелось бы порадоваться за Эстонию, если бы не сомнения в объективности этого исследования», — отметил он. По словам правозащитника, «в Эстонии нет политических убийств и даже сажают редко и ненадолго, тем не менее вряд ли эти методы практикуются во всех 27 странах, занимающих более низкий рейтинг в этом исследовании».

puls.md
Напёрсточник.

Русаков напомнил, что отчёт НКО «Русская школа Эстонии» в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации за 2014 год и недавний отчёт другой международной организации Human Rights Watch показали, что в Эстонии не всё в порядке с правами человека — 15% постоянных жителей лишены местного гражданства, дискриминация русского населения в трудовой сфере и в сфере образования, неэффективная судебная и досудебная защита от дискриминации, эстонизация русских школ, преследование «инакомыслия» и так далее. «Трудно поверить, что в остальных посткоммунистических государствах, кроме Словении, с этим всё ещё хуже», — считает он.

У представителей НКО «Китеж» также вызвала вопросы методология составления данного рейтинга. Так, если для составления отчёта Human Rights Watch представитель этой организации опросил независимых правозащитников и представителей государственных правозащитных структур Эстонии, то Freedom House к НКО «Китеж» не обращалась и ограничилась опросом представителей государственных правозащитных структур.

В Антифашистском комитете Эстонии в интервью ИА REGNUM высокое место Эстонии в рейтинге Freedom House оценили как нелепую шутку. «Как развитие демократии соотносится с черными списками политических деятелей, ученых и журналистов, которым запрещен въезд в Эстонию? Как этот рейтинг гармонирует с отказом властей от международных норм в вопросах образования на родном языке в тех регионах, где проживает преимущественно русскоязычное население?» — Задается вопросами глава комитета Андрей Заренков. По его мнению, «на фоне прогрессирующего противостояния большинства местных самоуправлений Эстонии приему беженцев столь высокая позиция может быть воспринята в Европе как шутка».

Известный журналист Эстонии Александр Чаплыгин, главный редактор издания «Столица», также раскритиковал выводы международной организации Freedom House. «Интересно, а авторы отчета читали наш закон о местных выборах, по которому один голос эстонского района Пирита стоит аж четырех голосов жителей русского Ласнамяэ?» — задал Чаплыгин вопрос на своей странице в Facebook. И продолжил: «Наверное, они не читали и ежегодник КаПо (Полиции безопасности Эстонии), в который в качестве угрозы национальной безопасности заносятся люди, позволившие себе выступить против ликвидации русских гимназий. И уж точно авторы отчета не знают о практике, когда представители КаПо читают политинформацию в редакциях местных СМИ». «Это те достижения эстонской демократии, которые сразу приходят в голову, но, подозреваю, к этому есть что добавить», — завершил главред «Столицы» свой комментарий.

Эстонский публицист Родион Денисов признал, что параметры оценки демократии Fredom House не являются эталоном: «Понятие демократии трактуется в мире довольно широко, а потому под него можно подвести практически любые параметры. Свои параметры есть и у Freedom House, и они отнюдь не являются эталоном для всего мира». Поэтому он предлагает относиться к опубликованному рапорту лишь как к одному из многочисленных мнений о сути явления демократии. Он также признал, что в Эстонии модно говорить о «развитой демократии» в собственной стране: «Президент Тоомас Хендрик Ильвес почти в каждой своей речи призывает людей наслаждаться благами эстонской демократии, смело высказывая свои мысли и мнения, не опасаясь за последствия. И всё было бы хорошо, если бы эти последствия действительно не наступали». В качестве подтверждения своих слов Денисов приводит «шельмование в ежегодниках эстонских спецслужб людей, имеющих отличную от официальной позицию». «Это тоже проявление развитой демократии?» — задается он вопросом.

Он напомнил, что рапорт Freedom House проигнорировал претензии, предъявленные Эстонии комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации. «Конечно, по сравнению с многими странами Африки или Ближнего Востока Эстония действительно гораздо демократичнее, однако сравнения между собой стран со схожим уровнем общего развития носят очень часто откровенно политический характер», — признался публицист.

В отчете неправительственной организации Freedom House относительно развития демократии в 29 посткоммунистических странах Эстония вновь, как в и отчете 2013 года, заняла второе место в рейтинге вслед за Словенией. По сравнению с прежним рапортом Украина поднялась с седьмой на четвертую строчку. Рапорт Freedom House также отметил как положительный вклад прибалтийских государств в «противодействие влиянию российской пропаганды». Рейтинги 12 из 29 стран понижены — в том числе резко у России. Она наряду с Азербайджаном, Белоруссией, Туркменией и Узбекистаном названа страной с авторитарным управлением.